Предлагаем вниманию читателей книгу известного краеведа Л.Ф. Амосовой о зарождении Асбеста и судьбе первой учительницы города - Фаины Игнатьевны Аввакумовой.
При свете настольной лампы.
В восемь часов утра у здания школы собралось несколько сот мальчишек и девчонок с огромными букетами цветов. Сегодня для них радостный день — начало нового учебного года.
Первого сентября в школе был особенный праздник. Весь город чествовал заслуженную учительницу с Правительственной наградой: представители власти, директора предприятий, ее бывшие веники; все пришли сегодня в школу имени М. Горького, чтобы выразить признательность своей учительнице.
Столько цветов она еще не видела. После уроков почти все ребята из ее класса несли Фаине Игнатьевне огромные букеты домой. Прохожие останавливались, поздравляли учительницу. После праздника наступили будни. Фаина Игнатьевна ходила по домам, знакомилась с родителями и домашними условиями новичков, хорошистов и отличников учебы записывала в кружки вновь открытого Клуба пионеров. Для ребят 5-6 классов организовала в школе встречу с В.Н. Бодовской, договорилась в библиотеке Дворца культуры о проведении передвижной выставки книг на уроках литературы в своих классах. Вечером, уставшая возвращалась домой, немного отдохнув, садилась за стол и с наслаждением вновь готовилась к предстоящим урокам.
Фаина Игнатьевна сложила в портфель стопку ученических тетрадей с проверенными домашними заданиями и карточки по русскому языку. Села к столу. Включила настольную лампу, достала наполовину исписанную тетрадь, приготовила ручку, чернила. Мягкий свет лампы падает на раскрытую тетрадь в косую линейку, в которую она уже несколько вечеров подряд записывает свою биографию. В доме по улице Дзержинского давно погасли огни, а Фаина Игнатьевна все еще не ложится, несмотря на поздний час. Ей не до сна, до конца месяца нужно сдать рукопись в гороно. Она вновь перечитывает написанное, что-то перечеркивает, дописывает заново несколько предложений. Задумывается на минуту, припоминая «страницы» своей биографии. Воспоминания уносят ее в семнадцатый год... На рудниках было всего две школы, да и те не все дети посещали. С заведующей начальной школой № 2 А.М. Мининой они ходят по казармам, убеждают неграмотных родителей в необходимости образования. Иногда, пристроившись в уголке, занимаются прямо в бараке с двумя, тремя женщинами, учат их писать, считать. Читают им газеты, беседуют. Фаина Игнатьевна привлекала для этих целей своих учеников Дмитрия Тенигина, Константина Воронова, Николая Соколова, Константина Кобелева.
Фаина Игнатьевна обмакнула перо и записала: «Два года была Депутатом поселкового совета, работала в отделе народного образования, занималась профсоюзной деятельностью, была секретарем ревизионной комиссии райкома союза учителей, членом ревкома кассы взаимопомощи...».
С особой теплотой она вспоминала годы посещения драматического кружка на Асбестовых рудниках. За двадцать лет ею было сыграно немало ролей. Она помнила свою первую роль в пьесе Островского «Не так живи, как хочется». Это был их дебют с Михаилом Михайловичем. После премьеры всем коллективом сфотографировались у здания конторы и потом долго гуляли по саду.
Силами работников просвещения был поставлен комический фарс в трех актах «Заяц» (сочинение Мясницкого). Премьера состоялась в марте 1923 года. Дети, Николай и Павел, помогали оформлять афиши к спектаклям, рисовали декорации, писали пригласительные билеты. К следующему спектаклю Фаина Игнатьевна привлекла своих учениц Анну Гущину и Ольгу Маненкову. Теперь драматический кружок назывался «Товарищество любителей сцены имени первого актера Ф.Г. Волкова». Спектакль по пьесе А.М. Горького «На дне» шел на сцене театра «Пролетновь» почти весь июль 1924 года. В нем был задействован большой коллектив. Пьеса ставилась режиссером Л.М. Яковлевым. Фаина Игнатьевна очень хорошо запомнила день 13 сентября 1925 года. Это был юбилейный вечер актера и режиссера театра «Пролетновь» Льва Михайловича Яковлева. Каждый день репетировал духовой оркестр. Николай оформлял афишу к спектаклю «Осенние скрипки». По вечерам она видела, с каким старанием ее сыновья Николай и Павел писали приветственный адрес юбиляру. Вскоре Николай уехал учиться в Пермь. В двадцать седьмом году Яковлев задумал создать трудовой драматический коллектив «Театр трудящихся».
Фаина Игнатьевна, перебирая афиши, программки, вспоминала, как отмечали ее юбилей — пятидесятилетие. Дети устроили настоящий праздник — спектакль. Поздравить ее пришли учителя, участники драматического кружка, бывшие ученики. На стенах комнаты, на потолке были расклеены афиши к спектаклям, в которых участвовала Фаина Игнатьевна, программки концертов. Весь вечер звучала скрипка, Николай играл со своим учителем Андреем Евдокимовичем Абаскаловым.
Раскрытая тетрадь отвлекла ее от приятных воспоминаний. Она взяла ручку, обмакнула перо и записала: «Последние два года работаю в средней школе номер один имени М. Горького. Преподаю русский язык и литературу в пятых, шестых, седьмых классах. Являюсь классным руководителем. В феврале месяце участвовала во Всесоюзной переписи населения». Фаина Игнатьевна достала листок со статистическим отчетом по результатам переписи.
О результатах переписи она рассказывала своим ученикам на одном из уроков. С гордостью говорила о переменах, произошедших на ее глазах. Из маленького приискового поселка, «Куделька» превратилась в город с населением в тридцать четыре тысячи человек. Фаина Игнатьевна задумалась, про себя еще раз произнесла: «Куделька», слово-то какое емкое, красивое, русское! В результате переписи в Асбесте был зарегистрирован 51 населенный пункт. В городе совсем недавно появились новые улицы имени Кабакова, Ударников, Дзержинского, Калинина, уральская. Культуры. Историю каждой улицы она знала и рассказывала своим ученикам. Количество школ от двух в 1905 году возросло до тринадцати: одиннадцать школ первой ступени (2125 учащихся), одна школа второй ступени (230 учащихся), одна школа десятилетка (436 учащихся). Девяносто учителей ежедневно обучали грамоте асбестовских ребятишек. Выстроили два учительских дома на улице Калинина. Начали строительство Дома Советов.
«Надо бы сводить, ребят на строительную площадку, пусть посмотрят, как застраивается Асбест, их родной город, гордятся своими родителями» — подумала Фаина Игнатьевна, закрывая тетрадь. Она задержала взгляд на листке, еще раз обратила внимание на цифры. В 1939 году в городе было 448 лошадей, работал горный техникум, в котором обучалось 117 студентов, 5 клубов, один театр, два музея, 24 детских сада (1775 детей), было две гостиницы, две бани, 37 столовых, 87 торговых точек, появилось коммунальное хозяйство...
С фотографий на нее смотрели ее любимые дети. Овдовела она рано, пятерых растила, ставила на ноги одна. Гордилась, глядя на то, как они набирали силу, мужали. Сережу похоронила в двадцать девятом. Остальные выросли и разлетелись кто куда, жили самостоятельно, своими семьями: Николай и Павел в Москве, Анатолий — в Челябинске, дочь — в Нижнем Тагиле. Радовалась Фаина Игнатьевна тому, что все высшее образование получили, выросли хорошими людьми. Особенно гордилась старшими: Николаем и Павлом. Оба стали художниками. Каждый раз, получая газету «Комсомольская правда», искала, нет ли рисунков Николая. На следующий день несла газету в класс, читала ребятам о событиях, произошедших в стране. Уже восемь лет Николай работал художником в «Комсомолке», бывая в командировке на Урале, каждый раз заезжал в Асбест, из которого давно уехал за мечтой. Также как когда-то его влюбленные родители приехали на Кудельку за своей мечтой, и нашли здесь земной рай.
Продолжение следует.
Л. Амосова. Асбест. Жизнь и судьба. 2005 г.
Театр Пролетневь. Позднее клуб им. Кирова |