Продолжаем публикацию глав из книги А. Чечулина, - «Асбест».
Предыдущие главы
Еще в 1951 году за усовершенствование методов переработки асбестовых руд и механизацию трудоемких процессов А. А. Королеву, М. Г. Шорнико-вой, Н. Ф. Рубцову, П. И. Трекину и еще семи специалистам была присуждена Государственная премия СССР. Среди награжденных оказался и В. И. Володченко, тот самый Владимир Иванович, который в 1932 году вынашивал мечту о дне, когда и к нам, на Урал, пожалуют за опытом господа канадцы.
Канада в то время считалась ведущей страной по добыче асбеста. Она начала развивать эту промышленность значительно раньше России и на более высокой технической основе. В 1928 году, когда мы достигли уровня довоенного 1913 года, страна кленового листа производила свыше 248 тысяч тонн редкого минерала, ее доля в мировой добыче составляла 70 процентов, доля СССР — в десять раз меньше. Но уже через три года Советский Союз выработал четверть мировой добычи горного льна.
Так и пошло негласное соревнование между державами. Правда, Великая Отечественная война увеличила разрыв, понадобилось тринадцать мирных лет, чтобы СССР стал главой мирового асбестового рынка. С тех пор и зачастили на Урал иноземные гости, как в свое время уральцы в Канаду.
Выяснилось, что есть чему поучиться асбестовым экс-королям у рабочих бывшей Кудельки. Удивили их, в частности, сухие карьеры. «Куда же девается вода?» — недоумевали бизнесмены фирмы «Джонс Менвил». Картина непривычная, ни труб, ни воды. А в Асбесте успешно действует система глубоких дренажных шахт, которые и осушают нижние горизонты. Сейчас на комбинате три шахты— 22 километра подземных выработок. Строится и новая система из двух вертикальных стволов глубиной 550 метров.
В другой раз канадцы интересовались фабриками обогащения руд. Сначала им показали старые предприятия, где ни технологией, ни чистотой воздуха не удивишь. Естественна реакция гостей. «Признаться, ждали лучшего, мистер Королев,— заметил директору Ураласбеста находившийся в группе промышленников член канадского парламента.— После посещения наших фабрик мы можем, не переодеваясь, отправиться в театр».
Александр Александрович улыбнулся. А назавтра он появился перед иностранцами в безукоризненном темном выходном костюме и провел их по цехам обогатительной фабрики № 5. Здесь гости ни к чему не могли придраться. Уже усаживаясь в машину, Королев — на глазах парламентария— провел по пиджаку белоснежным платком. Ни пылинки. Канадец смутился.
— А теперь в театр,— невозмутимо продолжил беседу директор комбината и повез делегацию на концерт самодеятельных артистов во Дворец культуры имени Горького. Самодеятельность показала себя достойно. Особенно отметили иностранцы русский народный хор, полагая, что встретились с профессиональным коллективом. Каково же было их удивление, когда узнали, что «профессионалы» прекрасно управляют экскаваторами, дробят руду, стоят у станков.
Затем гостеприимные хозяева показали зарубежным коллегам больничный городок, трехзальный спортивный комплекс, плавательный бассейн и еще многое такое, чего капиталисты для своих рабочих не строят. Единственное, что не довелось пощупать своими руками, так это пансионат на юге, в Гудауте, куда ездят отдыхать горняки, обогатители, металлисты по льготным профсоюзным путевкам.
С вводом в эксплуатацию в 1969 году крупнейшей в мире асбообогатительной фабрики № 6 позиция Советского Союза на асбестовом рынке стала стабильной.
Шестая — гордость отечественной промышленности. Она предназначена для переработки ^миллионов тонн бедных по содержанию руд и производства 320 тысяч тонн сортового асбеста. Новое предприятие значительно улучшило комплексное использование Баженовского месторождения. Здесь впервые в отрасли механизированы такие трудоемкие операции, как упаковка, зашивка, штабелирование и отгрузка асбеста. Полностью решена проблема очистки запыленного воздуха с помощью рукавных фильтров, что одновременно позволило осуществить рециркуляцию воздуха и отапливать цеха в зимних условиях, обезопасило воздушный бассейн города.
Совершенный уровень проектных решений, принятых на асбогиганте, отмечен премией Совета Министров СССР. Впечатляют характеристики этого предприятия. Высотный (75 метров) корпус цеха обогащения, как подсчитал кто-то из проектантов, своими объемами равен такому известному колоссу, как Московский университет имени Ломоносова. Фабрика занимает 50 гектаров, общий объем зданий и сооружений 3,1 миллиона кубометров. Протяженность конвейеров 23 километра, на десять больше — длина воздуховодов. В цехах установлено более 4500 единиц основного технологического и транспортного оборудования.
Но и это далеко не все. Работниками комбината в содружестве со специалистами ВНИИпроект-асбеста, институтов Уралмеханобр, Тяжпромэлек-тропроект, Уралгипрошахт и других организаций были намечены и совместно решены вопросы реконструкции фабрики без остановки действующего производства. Тяжесть исполнения чрезвычайно сложной работы взял на себя трест Асбострой. Мощности были увеличены на 230 тысяч тонн асбеста. Произошло это на три месяца раньше поставленного срока, экономия капитальных вложений достигла 43 миллионов рублей. Инициатива комбината Ураласбест в числе передовых предприятий Свердловской области одобрена ЦК КПСС.
Сейчас Ураласбест представляет огромный комплекс. В него входят два рудоуправления с общим объемом горных работ более 170 миллионов тонн в год, три обогатительных фабрики, ремонтно-механический завод, строительно-ремонтный трест, асбокартонная фабрика, энергетическое управление и многие вспомогательные цехам службы. В год коллектив реализует продукции на сумму свыше 260 миллионов рублей, стоимость его основных промышленно-производственных фондов составляет 400 с лишним миллионов рублей.
Все марки сортового асбеста аттестованы по первой категории качества, а четырем из них присвоен государственный Знак качества. Одним из первых среди горно-обогатительных предприятий страны Ураласбест начал и настойчиво решает проблемы комплексного использования отходов производства, выпуская щебень, строительный песок, посыпку для бронирования толерубероида, балласт для железнодорожных путей и т. д.
Многое, очень многое сделал для комбината расположенный в Асбесте головной Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт асбестовой промышленности. Впрочем, его хорошо знают в Туве, Казахстане, на Южном Урале, где построены новые комбинаты. Известен ВНИИпро-ектасбест и за рубежом, его ученые квалифицированно оценивают запасы открывающихся месторождений, делятся опытом технологических разработок. Иностранные фирмы не раз закупали лицензии на аппараты, изобретенные в Асбесте.
Есть свои кандидаты наук и аспиранты на предприятиях Ураласбеста. Теперь и это мало кого изумляет — примета времени. Кстати, о кадрах'. Сегодня на комбинате свыше семисот инженеров, около трех тысяч техников, более десяти тысяч рабочих со средним образованием. Специалистов с десятилеткой поставляет профтехучилище № 48, над которым шефствует комбинат.
Неузнаваем Ураласбест. Я ведь хорошо помню предприятие с 1959 года, когда стал его рабочим. Старые маломощные экскаваторы, «вестингаузе-ны» на узкоколейке, нехватка дипломированных работников... Подумать только, что это было уже тогда, когда мы оставили позади Канаду.
Нет в помине и пресловутой Карловки, по которой ходили на смену горняки, давно ушли в карьер улицы Февральской революции, Шахтерская, Милицейская, без них трудно было представить город до войны и сразу же после нее. Нет и бараков, а на каждого асбестовца приходится 16 квадратных метров общей жилой площади. Причем строит комбинат смело, с размахом. Пятидевятиэтажные современные жилища украшают Асбест, на вооружение берутся лучшие образцы градостроения. Не случайно Ураласбест обзавелся собственным домостроительным заводом, освоил его, а потом передал строителям.
Напористо решают горняки проблемы родного города. Только в последние годы на их средства построены две крупные поликлиники, стоматологическая поликлиника, музыкальная школа, лучший в области стадион на 10 тысяч мест, перестроен пансионат «Асбест». А Продовольственная программа? Поставляют свою продукцию к столу рабочего человека свинооткормочный комплекс на три тысячи голов, ферма на 400 фуражных коров, рыбоводческое хозяйство, 30 тысяч квадратных метров теплиц.
Не потому хвалю, что комбинат с детства мне родной и я до сих пор чувствую себя его рабочим. Стараюсь быть объективным.
Ну как в связи с этим снова не вспомнить Героя Социалистического Труда А- А. Королева? Еще при жизни о нем ходили легенды — личность это была крупная, не случайно некролог о его смерти в газете «Советская Россия» подписан видными партийными и хозяйственными работниками страны. Так вот какой эпизод поездки Александра Александровича в Японию любили пересказывать наши рабочие. За документальность не ручаюсь, но ручаюсь за суть.
— О, Королев-сан,— встречали уральца на островах,— вы самый богатый, вы богаче президента нашей фирмы, миллионами ворочаете.
— Миллионами у нас ворочают рабочие,— ответил Королев,— и многими миллионами. Среди йих и мой давний друг машинист экскаватора Владимир Помазкин.
— Простой машинист?
— Простой? Не думаю. Я с ним в войну дело имел и так скажу: компаньон надежный.
Подобные беседы производили впечатление в ФРГ, Франции, Канаде и прочих странах, интересующихся уральским асбестом. И только поводили плечами владельцы предприятий в провинции Квебек, когда узнавали, с кем имеют дело,— помнились им те времена, когда советские специалисты приезжали в Канаду за опытом и довольствовались тем, что в силу гостеприимства «выдавали» хозяева асбестовой державы. Теперь же им противостояли специалисты высшего класса, представляющие передовую промышленность.
Правда, наблюдалась попытка помешать укреплению советского асбеста на международной арене. Когда строили фабрику фабрик—шестую, наша страна закупала у западных предпринимателей оборудование на семь миллионов долларов. Машиностроители были не прочь, но палки в колеса ставила дирекция крупнейшей капиталистической асбестовой фирмы, испугавшись конкуренции. Вопрос решался в парламенте, -который высказался за торговлю.
В споре между западной фирмой и Урал-асбестом последнюю точку поставила знаменитая реконструкция, которая поубавила авторитета заграничному оборудованию, ведь многие переделы, где оно было установлено, словно бы родились заново за счет машин и аппаратов, созданных здесь же, на уральской земле, руками ученых и рабочих ВНИИпроектасбеста.
Вот тут-то в пору вспомнить головинскую смекалку, головинскую работоспособность. Они присущи многим моим землякам. Характерен такой пример. Коллектив Ураласбеста заслуженно считается инициатором социалистического соревнования за достижение наивысшей производительности труда в отрасли. Два десятка лет назад его начинали машинисты экскаваторов Михаил Коровин, Алексей Суслов, Павел Пиджаков. Они не оказались в одиночестве. Сейчас за лавры сильнейших соперничают около четырех тысяч рабочих ведущих профессий комбината. Вскрыты богатейшие пласты подлинного творчества. Один из постоянных лидеров соревнования богатырей Герой Социалистического Труда Георгий Мальцев за три пятилетки втрое поднял возможности своего экскаватора. Он же сумел уложить в 4,5 года две пятилетки. Наиболее отличившимся передовикам нелегкого состязания— машинисту электровоза Федору Федо-товских и регулировщику технологического потока Анне Белошейкиной присвоено звание Героев Социалистического Труда.
Кстати, славен Героями не только комбинат Ураласбест. На монтаже асбофабрик отличился бригадир Григорий Буянин, высших результатов достиг прессовщик завода УралАТИ Алексей Короч-кин, пятнадцать лет руководил строительством Рефтинской ГРЭС Илья Вольфсон, много труда вложил в эту стройку электромонтажник Аркадий Лебедев.
Но вернемся к большому семейству Головиных и ее славному родоначальнику. Вот уж не думал не гадал Иван Николаевич, что о нем и его потомстве выйдет на телеэкраны фильм, снятый свердловскими кинематографистами, и миллионы людей будут знать в лицо первого в Асбесте Героя Труда, его сыновей, внуков, правнуков: горняков, обогатителей, учителей, врачей, кандидатов наук...
Между прочим, на XXVI съезде КПСС Асбе-стовскую городскую партийную организацию представлял Леонид Иванович Головин. Из наследников дедушки Ивана? Нет, только однофамилец. Впрочем, почему однофамилец, он духовный родственник Ивану Николаевичу, как и все сердечные, работящие, активные граждане нашего города.
Леонид Головин из тех, кто дает свет, старший машинист энергоблока Рефтинской ГРЭС, крупнейшей тепловой электростанции, жемчужины уральской энергетики, о которой и пойдет речь в следующей главе.
( Продолжение следует.)
А. Чечулин "Асбест" 1985 г.
|