Главная » 2020»Июль»4 » Девять месяцев на Рефтинской ГРЭС: интервью директора станции Алексея Золотова
Девять месяцев на Рефтинской ГРЭС: интервью директора станции Алексея Золотова
11:29
Директор Рефтинской ГРЭС Алексей Золотов рассказал о результатах своего 9-месячного аудита, рукавных фильтрах, которые дороги в эксплуатации, полезном итальянском опыте и сложностях перехода с экибастузского угля на суэковский.
Директор по совместительству
— Когда вы высадились на Урале?
— Я приехал на Рефтинскую ГРЭС в составе комиссии по инвентаризации 2 сентября 2019 года. А уже 1 октября начался переходный период, и я стал директором обособленного подразделения Рефтинская ГРЭС АО "Кузбассэнерго" по совместительству.
— Почему по совместительству?
— Потому что до сих пор продолжаю занимать должность заместителя главного инженера по эксплуатации Красноярского филиала СГК. (30 июня совместительство закончилось. — Прим. sibgenco.online)
— Назначение на Рефту было ожидаемым? Получается, что в компании действительно работают карьерные лифты?
— Конечно, работают. Не скажу, что назначение было ожидаемым. Определенное время со мной вели разговоры руководители технического блока СГК, из которых я понял: скоро начнется процесс приобретения имущества Рефтинской ГРЭС, нужно возглавить комиссию по инвентаризации. А потом все как-то плавно перетекло в назначение на должность директора.
— Как вы начали принимать рефтинское хозяйство?
— Входил в дела постепенно. Конечно, станция огромная, больше, чем любая в СГК. Но хоть это и гигант энергетики, на самом деле цикл один: топливоподача, котел, турбина, генератор, трансформатор. Просто масштаб другой, все глобальнее того, с чем приходилось иметь дело раньше.
— Главный принцип кадровой политики СГК состоит в том, что начальник должен пройти все ступени, начиная с низовой — машиниста-обходчика. Вы прошли все?
— Я прошел путь без двух последних ступеней: не работал главным инженером и директором станции. Сам подход считаю верным, у директора должны быть компетенции, чтобы понимать процесс полностью. Идеально, если директором назначается человек, который прошел весь путь на своей станции.
— Вы променяли миллионный Красноярск на поселок Рефтинский. Нет разочарования?
— Я уралец! Родился в Челябинской области, закончил Уральский политехнический институт, теплофак. По распределению попал в "солнечный" город Норильск Красноярского края, на Норильскую ТЭЦ-1, отработал 8 лет. Потом еще 15 лет в Красноярске. Начинал на Красноярской ТЭЦ-4, затем перевелся в блок трейдинга "Красноярскэнерго", "Красноярской генерации", "Енисейской ТГК (ТГК-13)". Дослужился до начальника департамента — заместителя директора по работе на ОРЭМ. При реорганизации трейдинговой деятельности в СГК перешел в техническую дирекцию Красноярского филиала.
Что касается миллионника, то я не большой поклонник мегаполисов: слишком много суеты. В Рефтинском не бывает пробок, и ты на 100% управляешь своим временем. Ничто не ограничивает тебя в перемещениях и планировании дня.
По поводу каких-то природных красот сказать нечего. Должность директора, особенно только назначенного, не подразумевает свободного времени. Какая разница, где ты ложишься спать — в поселке на Урале или в миллионном Красноярске?
— Сколько длится ваш рабочий день?
— 12 часов, в субботу чуть меньше. И в неделю позволяю себе один выходной.
— Это не обернется профессиональным выгоранием?
— Нет, потому что мне это очень интересно.
— То, что вы с Урала, сыграло в пользу вашего назначения?
— Думаю, что этот фактор не был определяющим, но, несомненно, добавил плюс при выборе кандидатуры. Мне действительно понятен Урал, менталитет уральцев, у меня здесь много друзей со времен учебы на теплофаке, я чувствую себя вполне комфортно.
— Сибиряки отличаются от уральцев?
— Отличаются, но грань тонкая, еле уловимая. Люди из южных регионов отличаются сильнее.
Не новая, но бодрая
— Вы девять месяцев на станции, что показал проведенный аудит?
— Да, в целом картина сложилась: станция не молодая, но для советской энергетики это не престарелый возраст. Большая часть оборудования выработала установленный заводом парковый ресурс, однако отечественное машиностроение закладывало серьезный запас, на нем сейчас и едет вся российская энергетика, не скажу, что хорошо, но едет, и это главное.
Если сравнивать со станциями СГК, то, конечно, у нас есть моложе и свежее, но есть старше и изношеннее. Рефта — серединка, которая особо не выделяется ни в лучшую, ни в худшую сторону.
— Если говорить о первоочередных проблемах, то какие бы вы выделили?
— Глобально проблема одна — серьезное экологическое воздействие станции на окружающую среду Свердловской области. Однако, как я убедился, наш предшественник — компания Enel — уделял этому много внимания, поэтому какой-то критической ситуации мы не увидели. На трех из 10 энергоблоков установлены самые современные золоулавливающие рукавные фильтры со степенью защиты 99,9%. На остальных 7 блоках установлены также современные электрофильтры, проектная степень очистки которых составляет 98% и выше.
— Вы сказали, что оборудование свой ресурс почти полностью выработало.
— Ресурс выработан примерно на 70% оборудования, при этом, что удивило, все 10 энергоблоков находятся в работоспособном состоянии. Более того, они все де-факто несут свою номинальную установленную мощность. Таких станций с 50-летним стажем по стране очень мало.
Благодаря этому в декабре 2019 года, когда все блоки были в работе, станция взяла исторический максимум нагрузки — 3870 мегаватт.
— На станции проводилась модернизация основного оборудования?
— Только точечная. Есть несколько новых генераторов, новая турбина. Процесс замены оборудования начался в виду возраста станции, но масштабным не был. Сейчас наша задача — определить техническое состояние всех блоков и подготовить планы ремонта и модернизации, в том числе с учетом заявки Рефтинской ГРЭС на участие в ДПМ-2, в нее включены два блока из 10.
— Рукавные фильтры действительно эффективны?
— Они эффективны (коэффициент улавливания у них подтверждается), но очень дороги в эксплуатации. Возможно, если бы Рефтинская ГРЭС использовала не экибастузский уголь с высокой зольностью, периодичность замены элементов рукавных фильтров была другой. Но это из области догадок: нам не с чем сравнивать, в СГК нет другой станции, где использовались бы рукавные фильтры.
— Вы не будете от них отказываться из-за высокой стоимости обслуживания?
— Нет, мы будем их эксплуатировать. Отказаться — это значит демонтировать их и установить новое золоулавливающее устройство, затраты огромные. Проще эксплуатировать действующие рукава, тем более что они относительно новые. А в процессе эксплуатации учитывать расходы на обслуживание этих фильтров и дальше принимать решение.
— На другие энергоблоки устанавливать не планируется?
— В ближайшей перспективе нет.
Перейдет ли Рефта на кузбасский уголь?
— Наиболее часто задаваемый вопрос: перейдет ли станция при новом собственнике на суэковский уголь?
— Это вопрос не ко мне. Пока мы рассматриваем возможность сжигания разнообразных продуктов производства и обогащения угля.
Перейти на новый уголь полностью можно чисто теоретически, практически — вряд ли. Вы представляете, сколько твердого топлива потребляет Рефта? Очень много — от 12 до 15 млн тонн угля ежегодно! Привезти из Кузбасса такой объем по Западно-Сибирской железной дороге — технически вряд ли возможно.
— Ну и дорого, наверное, по расценкам РЖД?
— Дело не в деньгах. Привезти столько физически невозможно. 15 млн тонн в год — это 41 тысяча тонн в сутки, почти 9 составов с углем ежесуточно в одну сторону и 9 порожних обратно по той же ветке. Это очень осложнит движение по Западно-Сибирской железной дороге и вряд ли технически возможно.
Итальянцы в России
— В течение переходного периода вы могли изучить менеджмент предшественников из Enel. Насколько эффективны оказались итальянцы?
— Да, у меня было время изучить и вникнуть в работу и подходы коллег. Из принципиальных отличий я бы выделил два. У них бесцеховая система управления станцией, в которой структура вертикальна по функционалу: эксплуатация — одно управление, ремонт — другое. Сказать, что эта структура лучше или хуже нашей, нельзя. У этого подхода есть свои положительные стороны и отрицательные. Но я почти уверен, что идеальной системой организации работы станции было бы совмещение двух типов управления: бесцехового с элементами цехового или, наоборот, цехового с элементами бесцехового.
Компания Enel, которая владела станцией 10 лет, тоже не сразу перевела Рефту на западный тип управления. Итальянцы довольно долго адаптировали персонал и существующие порядки под свои стандарты. Насколько мне известно, они постоянно что-то корректировали и модернизировали в структуре управления, меняли подходы каждые два года.
Второе базовое отличие — большой упор на безопасность труда. Безусловно, это общемировой тренд, в этом нет ничего нового, но, когда погружаешься, кажется, в некоторых местах уже перегибы, явное перенасыщение функций, контроль за контролирующим, слишком много средств и человеческих ресурсов для решения одной задачи, что в свою очередь негативно отражается на рабочем процессе. На мой взгляд, в СГК эта работа организована более разумно: одна манипуляция не требует трех разных способов и методов проверки.
Что мы точно оставим из практики предшественников, так это алкотестеры на всех проходных. Проходить такое входное тестирование обязаны все сотрудники — от уборщицы, подрядчиков до директора станции — дважды, когда заходят на станцию и покидают ее.
— Это не избыточная мера?
— Совершенно не избыточная, вполне цивилизованная, которая гарантирует адекватность состояния всего персонала. Сейчас алкотестеры отключены в связи с коронавирусом. Выдыхание в один аппарат недопустимо по эпидемиологическим нормам. На станции установлены поточные тепловизоры, и если на проходной выявляется сотрудник с температурой 37 °С и выше, его останавливают и проводят повторный контроль переносным термометром. Тепловизоры мы тоже оставим навсегда и будем использовать ежегодно в эпидемию обычного сезонного гриппа. Они отлично отсеивают мнимых трудоголиков, пришедших заражать коллег.
Сокращать/набирать?
— Сколько человек сегодня трудится на Рефтинской ГРЭС?
— 1 000 сотрудников станции и около 700–800 подрядчиков на площадке.
— Планируете кого-то сокращать?
— По условиям соглашения, до 1 апреля 2021 года мы обязаны сохранить штатную численность. Но, если честно, сокращать некого. Enel, вводя бесцеховую структуру, максимально оптимизировала численность персонала, и перед нами задачи по сокращению штата не стоит.
— Хорошо, может, тогда планируете кого-то приглашать?
— Я всегда за. Enel оставила в своем периметре много грамотных специалистов, поэтому вакантные должности есть. Я пригласил на станцию хорошего теплотехника с Назаровской ГРЭС, в мае приехал отличный специалист с Красноярской ТЭЦ-1 по системам сухого золоудаления, в конце июня ждем экономиста из Кузбасса, руководитель ИТ-направления будет из Красноярска. Мы обрастаем сотрудниками СГК из других филиалов, но специалисты нужны всегда.
Опять же люди должны перемещаться, развиваться, получать новый опыт на большой станции и освобождать свои позиции для коллег. Короче, одни плюсы.
— Как коллектив отреагировал на смену собственника? Вместо итальянцев приехали суровые сибирские мужики…
— Никакой паники я не заметил, настроение в коллективе нормальное. Любой переходный процесс, смена собственника — это новое окно возможностей, новые стандарты, новый опыт. Я не понимаю, почему исторически так сложилось, что приход нового начальства воспринимается с негативным оттенком. Но повторюсь, здесь я ничего такого не заметил. — Какие задачи поставлены перед вами и вашим коллективом до конца 2020 года?
— Самое главное — я должен обеспечить мягкий, комфортный переход с соблюдением всех условий соглашения к новому собственнику. Важно, чтобы коллектив оценил это максимально позитивно, чтобы люди работали не до конца срока действия соглашения, а остались с нами дальше. Персонал — это главное. Мне нужно закрыть за лето все вакантные позиции, создать полноценный коллектив со всеми руководителями.
Мы также должны продолжить ремонтную программу. Нужно понять, где модернизация требуется в первую очередь, подхватить какие-то начатые и брошенные работы. Я думал, что текущий год будет совсем провальным, но благодаря технической дирекции СГК мы оперативно включились в процесс, ремонтная программа стартовала. В планах этого года также несколько инвестиционных проектов, и нужно ускориться, чтобы их реализовать.
И наконец, до конца года нужно закончить разработку комплексного экологического разрешения (КЭР). Это большая сложная задача для персонала станции, экологической службы СГК. Мы должны разработать комплекс мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на все сферы, которые затрагивает наша деятельность, и продолжить все природоохранные проекты, какие были начаты прежними собственниками Рефтинской ГРЭС.
Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест. Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию. Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru