Главная » 2023»Октябрь»21 » История поселка Рефтинского. Организация пассажирского транспорта
История поселка Рефтинского. Организация пассажирского транспорта
13:00
Как строили электростанцию и поселок, рассказал в своих очерках первый директор Рефтинской ГРЭС, Почетный энергетик СССР, Почетный гражданин штата Теннеси (США) и поселка Рефтинский Юрий Васильевич Иванов.
Организация пассажирского транспорта.
Рассказывая об истории создания нашего поселка, следует отметить ряд интересных событий. Например, организацию регулярного пассажирского сообщения, как внутри Рефтинского, так и между поселком и другими городами области.
Так как поселок находился в административном подчинении Асбестовского горисполкома, то, естественно, горисполком и обязан был заниматься организацией пассажирских перевозок. Председатель горисполкома Виктор Иванович Степанов, считая, что это дело имевшегося в городе пассажирского автопредприятия, самоустранился от решения этой проблемы. Однако из-за недостатка автобусов пассажирское предприятие не имело возможности удовлетворительно организовать обслуживание наших пассажиров, поэтому в поселке отсутствовала прямая связь с соседними городами. Даже с Асбестом регулярная связь поддерживалась не всегда. Были трудности с доставкой рабочих на промплощадку Рефтинской ГРЭС. Говорить о регулярном движении автобусов внутри поселка даже не приходилось. Поэтому руководители Рефтинской ГРЭС договорились о совместной работе с директором Асбестовского пассажирского предприятия Владимиром Александровичем Королевым. В отличие от председателя Асбестовского горисполкома В.И. Степанова, В.А. Королев принял самое активное участие в организации автобусного движения. Рефтинская ГРЭС взяла на себя обязательство за свой счет построить здесь теплую гараж-стоянку для автобусов. Начальник областного Управления пассажирского автомобильного транспорта Солдатов обязался выделить необходимое количество автобусов, а Королев гарантировал организацию регулярного движения автобусов как внутри поселка, так и вне его.
Осуществление такой договоренности явилось примером эффективной совместной работы двух различных организаций: Рефтинской ГРЭС и Асбестовского пассажирского автопредприятия. Их усилиями был быстро сделан проект теплого гаража-стоянки на 60 автобусов, и в течение всего нескольких месяцев этот гараж был построен. Самое конкретное участие в этой стройке принимали директор пассажирского предприятия В.А. Королев и заместитель директора Рефтинской ГРЭС Владимир Антонович Урбанович, который фактически руководил этим строительством. Большое участие в этом принимали ОКС и заместитель директора Рефтинской ГРЭС по капитальному строительству Алексей Владимирович Александров. Строительство было осуществлено силами ремонтно-строительного цеха электростанции с привлечением большого количества рабочих, производственных цехов и объединенного ремонтного участка электростанции. Некоторую помощь оказало Управление строительства Рефтинской ГРЭС, но делало оно это очень неохотно и сделало намного меньше своих возможностей. Все строительство осуществлялось за счет средств, предназначенных для капитального ремонта технологического оборудования электростанции. Это явилось очень серьезным нарушением финансовой дисциплины, при обнаружении которого его виновники были бы привлечены к строгой ответственности - не только материальной, но и административной и уголовной. Так бы и произошло, потому что скрыть такие крупные нарушения было невозможно. Однако Солдатов и Королев выполнили договоренность с руководством Рефтинской ГРЭС, немедленно по окончании строительства гаража укомплектовали его автобусами и ликвидировали недостаток обслуживания пассажиров в поселке. Контролирующим организациям пришлось закрыть глаза на очевидное нарушение финансовой дисциплины ("победителей не судят").
В результате в поселке была создана целая автоколонна, состоящая из нескольких десятков автобусов, обеспечивающих перевозку пассажиров внутри поселка, доставку рабочих на стройплощадку и в эксплуатационную зону Рефтинской ГРЭС. Кроме того, было организовано большое количество регулярных рейсов до г. Асбеста и несколько - до Свердловска и обратно, что было очень нужно не только населению поселка, но и его промышленным предприятиям.
Сейчас, когда эта автоколонна ликвидирована, пассажирское движение автобусов из-за чрезмерно высокой стоимости проезда и недостаточного количества рейсов перестало удовлетворять потребности жителей поселка и его предприятий. Почти все, даже самые мелкие предприятия вынуждены иметь свои автобусы, которые мало загружены и затраты на них являются серьезным балластом в себестоимости их продукции. Проезд в пассажирских автобусах стал настолько дорог, что люди, имеющие свои автомобили, вынуждены иногда отказываться от пользования общественным транспортом.
Были серьезные трудности и с организацией регулярного пассажирского железнодорожного движения, потребность в котором остро ощущалась, так как на строительстве и эксплуатации Рефтинской ГРЭС работало много бывших жителей городов Богданович, Сухой Лог и Артемовский. К сожалению, прямых автомобильных дорог, связывающих поселок Рефтинский с этими городами, не существовало, и доехать туда автобусом можно было только через Свердловск. Поэтому, как только вошла в строй железнодорожная ветка от станции "Рефт", расположенная на магистрали между Богдановичем и Артемовском, каждый выходной день, особенно в праздничные дни, десятки людей, молодых и пожилых, вместе с детьми собирались на станции "Углеразгрузочная" и, несмотря ни на какие предупреждения и угрозы, на товарных поездах выезжали в соседние города. При этом, конечно, имели место несчастные случаи, а в непогоду - простудные заболевания. Можно себе представить, как эти "пассажиры грузовых поездов" отзывались обо всех начальниках местного и более высоких уровней.
Нужно сказать, что при проектировании Рефтинской ГРЭС для обеспечения ее топливом было предусмотрено увеличение пропускной способности железнодорожной магистрали между городами Богданович и Артемовский путем устройства вторых железнодорожных путей и электрификации их. Было предусмотрено также, кроме строительства ветки станция "Рефт" - "Углеразгрузочная", строительство железной дороги от Рефтинской ГРЭС до станции "Изумруд" с заходом на промплощадку комбината "Ураласбест". Эта линия нужна была для организации второго выхода большой массы железнодорожных маршрутов от “Углеразгрузочной” через станцию "Изумруд" и "Баженово" на общегосударственные магистрали. За счет этого Свердловский облисполком и Свердловская железная дорога планировали организацию движения регулярной электрички: "Свердловск - Асбест - п. Рефтинский - Артемовский". Однако осуществление всего комплекса работ на железной дороге сильно отставало от строительства Рефтинской ГРЭС и ее поселка, и в середине 70-х годов железная дорога "Углеразгрузочная" - "Изумруд" была доведена только до промплощадки 6-ой асбофабрики и не имела прямого выхода на железнодорожные пути Министерства путей сообщения (МПС). На большее у МПС средств не хватило. При этом организовать движение электрички "Свердловск - Асбест - Рефтинский - Артемовский" можно было только при условии пропуска ее через промплощадку комбината "Ураласбест" по принадлежащим этому комбинату железнодорожным путям. Однако руководители комбината категорически отказали в этом Свердловской железной дороге. Их в этом поддержал Асбестовский горком партии и горисполком. Они отказали в организации такой электрички, мотивируя тем, что, дескать, жители городов Артемовский и Сухой Лог, посещая Асбест, скупят все продукты и товары в его магазинах. Это, конечно, был только предлог, так как фактически комбинату "Ураласбест" просто не хотелось приводить в порядок свои железнодорожные пути в соответствии с требованиями МПС.
Поэтому Свердловский облисполком сначала принял решение организовать электричку "Свердловск - Богданович - Сухой Лог - Артемовск" и только двумя годами позже после настоятельных требований со стороны персонала Рефтинской ГРЭС был организован заход этой электрички в поселок Рефтинский. Таким образом, первая регулярная пассажирская электричка на наш поселок пришла только во второй половине 70-х годов и существует в таком же виде до настоящего времени. Работа этой электрички сняла большое количество вопросов нашего населения. Однако она не удовлетворяет интересы пассажиров, следующих до г. Екатеринбурга, так как движение через станцию Богданович почти в два раза удлиняет сам путь, удорожает стоимость проезда и требует 4 часа времени вместо двух часов, как в первоначальном варианте.
В настоящее время, когда загрузка комбината "Ураласбест" упала более чем вдвое, железнодорожная ветка "6-ая фабрика - ст. Углеразгрузочная" используется только для пропуска пассажирской электрички до п. Рефтинского, создались благоприятные условия для создания сквозной электрички от Свердловска до Артемовского через п. Рефтинский с пропуском электрички по существующим ведомственным путям комбината "Ураласбест". Необходимо вернуться к этому вопросу.
Продолжение следует. Ю.В.Иванов. Газета "Рефт" 1999 г.
Приезд на электростанцию Б.Н. Ельцина. 1976 год.
Слева на право: Виктор Тихонович Казачков –
управляющий районного управления «Свердловэнерго»,
Константин Александрович Левинский – начальник треста «Уралэнергомонтаж»,
Борис Николаевич Ельцин – первый секретарь Свердловского обкома КПСС,
Всеволод Дмитриевич Ефимов – Главный инженер треста "Уралэнергострой",
Григорий Маркович Файнюд – начальник треста «Электроуралмонтаж»,
Юрий Васильевич Иванов – директор Рефтинской ГРЭС,
Аркадий Кириллович Сербинов – заместитель начальника треста «Уралэнергомонтаж»,
Серафим Иванович Кувшинов – главный инженер управления строительства Рефтинской ГРЭС.
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест. Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию. Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru