Как строили электростанцию и поселок, рассказал в своих очерках первый директор Рефтинской ГРЭС, Почетный энергетик СССР, Почетный гражданин штата Теннеси (США) и поселка Рефтинский Юрий Васильевич Иванов.
Строительство Дворца Культуры. 2
Так как сроки для строительства клуба и музыкальной школы были отпущены очень малые, практически работа по ним началась сразу же после согласования в Министерстве планов работ на 1975 год, и велись очень быстрыми темпами. К участию в строительстве этих объектов были привлечены все организации поселка, которые хоть как-то могли содействовать ускорению хода работ при безусловном высококачественном их выполнении. Не было ни одной организации, которая бы попыталась уклониться от этого, все считали своим долгом вложить свою долю труда, свое умение. Все руководители, участвующие в этом деле, с начала строительства до самого его конца начинали свой рабочий день ежедневно в 8.00 утра с оперативного совещания на клубе. Для сравнения можно сказать, что на строительстве энергоблоков такие совещания проводились не чаще одного раза в неделю.
Уже в начале строительства возникли серьезные трудности с финансированием. Дело в том, что официальный план строительства, как правило, приходил на станцию не ранее апреля-мая месяца, и, естественно, что работы, выполняемые в это время строителями, считались неплановыми и оплате не подлежали. Поэтому строители до мая, то есть в течение четырех месяцев, не получали оплату за работу по клубу и музыкальной школе. Они понимали это и вынуждены были мириться, но продолжали работать, зная, что план все же придет.
Но это не все. По существующим тогда правилам руководители предприятий за неплановое строительство должны были привлекаться к ответственности вплоть до снятия с работы и выплаты штрафа в виде шести месячных окладов. Стройбанк официальными телеграммами и письмами требовал от управляющего Свердловэнерго и начальника треста "Уралэнергострой" привлечь к такой ответственности директора ГРЭС и начальника УС РефтГРЭС, одновременно от горкома партии требовалось организовать персональное дело. Управляющий Свердловэнерго В. П. Трачук и начальник треста "Уралэнергострой" Н. И. Саксонов, первый секретарь горкома партии Л. Т. Белавин от привлечения к такой ответственности руководителей станции и Управления строительства уклонились, но все же нервозность среди руководителей в этот период была повышенной.
В мае, когда, наконец, пришел официальный план, все встало на свои места, и оплата строительных работ была произведена полностью. После окончания строительства работники Стройбанка, под впечатлением осмотренного ими Дворца культуры и убедившись, что сметная сумма не превышена, принесли свои извинения за организованный ими скандал.
Совершенно иначе к этому отнеслись вновь назначенные после смерти Трачука новые руководители Свердловэнерго, которые, боясь, что могут быть обнаружены нарушения финансовой дисциплины, и им за это придется отвечать, сразу же после окончания строительства Дворца и музыкальной школы специальным приказом объявили директору Рефтинской ГРЭС выговор. Конечно, в то время было физически невозможно построить два таких объекта, не нарушая финансовой дисциплины, так как сметы были явно занижены и не предусматривали возможности выполнения дополнительных работ, например, зимнего сада. Руководители Свердловэнерго не могли и не дали для этого ни одной копейки денег, так же и для приобретения оборудования они выделили сумму, в несколько раз меньшую необходимой. Все контролирующие организации, хорошо понимая это, закрывали глаза на допущенные нарушения, конечно, если при этом не было признаков злоупотребления служебным положением в личных целях. Однако, если бы стройка по каким-либо причинам оказалось неудачной, и строительство обоих объектов к концу 1975 года было бы незакончено, то имевшие место нарушения финансовой дисциплины могли стать основанием для привлечения директора электростанции к ответственности. К счастью, строительство, несмотря на очень короткий срок, было выполнено успешно.
Нельзя сказать, что все было хорошо, однако, в конце концов, качеству строительства клуба и музыкальной школы единодушно и заслуженно была дана отличная оценка.
В ходе работ серьезное участие принимало много работников таких цехов электростанции, как электроцеха (начальник - Владимир Тимофеевич Леонов), ТПК (начальник - Николай Степанович Ткач), ремонтно-строительного (начальник - Юрий Максимович Рыбин), участка ОРУ (начальник - Иван Николаевич Козиков). Особенно нужно отметить высокое качество большой работы, выполненной бригадой столяров ремонтно-строительного цеха во главе с Александром Григорьевичем Каравашкиным. Эта бригада полностью выполнила все отделочные работы из полированного дерева, оформление сцены, дверей, буфетов, изготовление части мебели и т. д.
Работники теплично-парникового хозяйства во главе с агрономом Ниной Васильевной Зевайкиной заранее в своих теплицах вырастили необходимые насаждения, к окончанию строительства высадили в зимний сад траву, цветы, пальмы и взяли сад под свое постоянное обслуживание.
Отдел материально-технического снабжения (начальник - Николай Степанович Деркач) обеспечил комплектацию Дворца культуры материалами, инвентарем и мебелью. Особенно большие трудности были с приобретением мебели, которая, в конце концов, была получена из Финляндии, Закарпатья и Краснодарского края. Музыкальные инструменты удалось получить только после вмешательства первого секретаря Свердловского обкома партии Якова Петровича Рябова, который всегда внимательно следил за строительством Рефтинской ГРЭС и поселка и во время строительства Дворца культуры был переведен в Москву на работу в качестве секретаря ЦК КПСС. Яков Петрович обратился с просьбой непосредственно в Министерство культуры СССР, которое выделило фонды на необходимые музыкальные инструменты для Дворца и музыкальной школы.
Продолжение следует.
Ю.В.Иванов. Газета "Рефт" 1999 г.
Сводный хор художественной самодеятельности коллективов Рефтинской ГРЭС в заключительном туре конкурса во Дворце культуры.
Художественный руководитель хора Антонина Александрова Коряковцева,
солист – Саша Шумков.
|