Информационный гид АСБЕСТА

ФОТОИСТОРИЯ ГОРОДА

Разделы новостей

Авто [1623]
Бизнес [928]
Громкие имена [210]
Домашний доктор [246]
Жизнь молодежи [1933]
Земляки [562]
История [353]
История города [317]
История в судьбах [246]
Культура, творчество [961]
Криминал [1790]
Любимый край [97]
Медицина, здоровье [2276]
Мероприятия [2098]
Народный календарь [248]
Наука, образование [1072]
Общество [13687]
Официоз [949]
Острый вопрос [149]
Поздравления [5]
Политика [710]
Право [495]
Праздники, памятные даты [1123]
Проблемы ЖКХ [1565]
Проиcшествия [2159]
Реклама [21]
Религия [217]
Ретроспектива [341]
События [148]
Советы врача [0]
Социальные вопросы [1092]
Спорт [2349]
Ураласбест [521]
Храмы Урала [244]
Экология [1170]
Экономика, производство [1964]


Как нас обслуживают


Анекдот


Интернет-компас

Главная » 2024 » Июль » 15 » Как краеведы узкоколейки искали

Как краеведы узкоколейки искали
12:30
Проехать по заданному маршруту не смогли - отправились пешком.

Тема узкоколейных железных дорог очень интересна в плане установления всей сети на территории нашего района. Отдельный разговор: связь наших узкоколеек с подобными транспортными системами соседних районов.В теории вся узкоколейная сеть, которая существовала вокруг нашего города в начале XX века и до периода пятидесятых годов, нам известна. Есть отдельные высказывания старожилов на тему обособленных участков узкоколеек, которые использовались для вывозки древесины или для каких-то других бытовых и промышленных целей, расположенных в пригородных посёлках. Мы проверяем любую информацию, но основная задача, которую на сегодняшний день мы считаем нерешённой — это связь узкоколейки, которая была проложена от 101 квартала через 217 лесной участок на территорию Сухоложского района в сторону речки Круглыш, правого притока Рефта.

До 217 участка есть основания сказать, что здесь когда-то существовала узкоколейка, хотя никто из ветеранов ее вспомнить не может, в архивных документах ее наличие пока так же не подтверждено. И второй участок, который идёт от речки Круглыш Сухоложского района в нашу сторону, наличие на местности подтверждено и есть основания предположить, что это одна узкоколейная система и очевидно работала она еще в довоенный период. Эту версию мы пытались проверить уже неоднократно и вот в очередной раз отправились посмотреть, найти выход узкоколейки и собрать артефакты на местности.

  В теории к выходу мы были готовы еще с прошлого года, а маршрутов у нас заготовлено наверно на несколько лет вперед. И вот мы в дороге. Инициатором, проводником и основной движущей силой как всегда идет известный краевед города Асбеста В.Н.Рубцов, на маршруте так же председатель Рефтинского общества родоведов и краеведов  Ю.М.Сухарев, и еще один наш постоянный спутник в самых трудных и, можно сказать ответственных, маршрутах А.Б.Шершнев, а замыкающим шел автор этих строк.

Основную часть запланированного маршрута мы хотели проехать по дорогам на высоковольтных которые в прошлом году были проезжими. Но… Или мы поехали не вовремя, или прошедшие дожди и неожиданно выпавший снег испортили всю дорогу. Но основная причина, конечно, лесозаготовители.

Вдоль высоковольтной они пилят лес и потом, конечно, его вывозят и делают это современной техникой на больших пневматических колесах. И, как следствие, где  были маленькие лужи или мочажины, через которые можно было проехать, оказалось «растоптанное» болото. В некоторых местах, где почва болотистая или глинистая, колеи высотой взрослому человеку намного выше колена.

 Что бы проехать нам пришлось в некоторых местах поработать топором, лопатой и, конечно, в самом интересном месте, где чернозем вперемешку с глиной мы слегка «сели» на мосты. Хворост под колеса, мелкие ветки и остатки порубочных бревен все пошло в ход, не забыли и лопату. Но основным фактором, конечно, оказался человеческий ресурс, три здоровых мужика в раскачку, но с трудом вытолкали автомобиль из болота. Еще полчаса спокойного движения с форсированием мелких луж и объездом гиблых мест и все-таки пришлось оставить автомобиль перед большим пространством жидкой грязи, где почва даже под тяжестью человеческого веса проседала чуть не по колено.

Дальше только пешком. Медленно шагая по высоковольтной внимательно посматриваем по сторонам. Лес но кромкам высоковольтной большой, преимущественно, конечно, сосновый, есть большое включение березы, на болотистых участках почти сплошь мелкая береза. Но попало и два участка осины, или аномалия, как любят сейчас говорить, а скорее всего почва не подходящая для соснового леса. Все кусты вдоль нашего пути обкусаны косулями и заломлены лосями. Мелкие не высокие сосновые посадки точно так же по верхушкам все обкусаны лесной животиной. 

Погода в этот день оказалась слегка не для походов, тепло, солнечно и ветрено. На ходу конечно жарковато, но другого выхода нет, расстегнулись и упорно идем вперед. Наша задача дойти до определенной квартальной и там попытаться найти следы узкоколейки. И хотя этот район мы знаем хорошо и бывали тут не раз, по ходу движения сверяемся с картой и конечно смотрим на современные приборы спутниковой навигации.

Двигаясь дальше по высоковольтной выходим к переправе через речку Путишку. Здесь устроен почти фундаментальный мост. Поперек дороги уложены бревна и по ним ездит лесовозная техника, в прошлые времена такие сооружения на болотистых участках называли гать. Единственный недостаток подобных сооружений, если по ним будет регулярное движение, срок службы этого настила пару лет.

Но мы не отказали себе в удовольствии пройтись по нему, пофотографировать и самим сфотографироваться на фоне этой переправы.

Отдохнув и слегка перекусив, двигаемся дальше. По высоковольтной дорога наезженная и сухая, идти одно удовольствие и мы в течении получаса спокойно шагаем поглядывая по сторонам. Визуально выход квартальной просеки с восточной стороны мы определить не смогли. Вдоль кромки высоковольтной лежит много сваленного леса, в некоторых местах лежат порубочные останки, все это меняет ландшафт  и сразу не удается опознать.

Сверяемся со спутниковой навигационной системой и к нашему удивлению определяем, что мы уже «пробежали» одну квартальную. Тут же сверяемся со временем и понимаем, что до нужного нам участка идти еще примерно около часа и если там проводить поисковые работы мы не успеваем по времени. Приходится возвращаться к пересечению квартальной и использовать запасной вариант.

А запасной вариант, на этом участке вдоль высоковольтной по лесу идет старая Мокринская дорога, на картах она нанесена в начале 19 века. Так что сворачиваем в лес и, проверив квартальную, выходим на Мокринскую дорогу и по ней так же проходим с осмотром и поисковыми работами. Ни чего интересного найти не удалось. И тем же маршрутом возвращаемся обратно.

Маршрут прошли, состояние дорог посмотрели, цель, которая нами была поставлена, не достигнута, придется сделать вторую попытку в этом же направлении, но уже с учетом сегодняшнего маршрута. А в общем все остались довольны. 

А.Копырин, краевед, член Русского географического общества

Май 2024 г. 







Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Любимый край | Просмотров: 151 | Добавил: Atanasova | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
avatar
Отправьте свою новость 


Поделись с другом


Новости от партнеров



Календарь новостей

«  Июль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

Форма входа

Ищу знакомства

Я

Ищу

от до лет

знакомства

Наш опрос

Ваше мнение о качестве работы детских садов в городе
Всего ответов: 53

Статистика

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест.
Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию.
Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru