На Среднем Урале наконец-то установился стабильный снежный покров. Сознательные автомобилисты «переобули» свои авто в шипы. Присыпало белым и дороги в карьере Баженовского месторождения комбината «Ураласбест». Здесь на огромных всесезонных покрышках круглосуточно и круглогодично передвигаются главные рабочие лошадки карьера – многотонные автосамосвалы. О том, как меняют резину на таких гигантах и кто это делает, рассказали специалисты колонны «Южная» автотранспортного предприятия комбината.
Огромный ангар, как театр, встречает целым обилием звуков: гудит компрессор, нагоняя воздух в ресивер, слышны удары молотка, жужжит по рельсам мостовой кран, на стропах которого, чуть хрустя, покачивается новенькая черная покрышка от 130-тонного БелАЗа. На фоне высоченного потолка уже не такими большими кажутся исполинские колеса и даже «притаившийся» здесь автосамосвал Caterpillar.
Здесь, в стенах шиномонтажного бокса колонны «Южная» происходит настоящее чудо: отработавшие свой срок или поврежденные 3-метровые резиновые монстры-покрышки «сходят» с многотонных стальных ободов, чтобы уступить место своим новым собратьям.
Несмотря на внушительные размеры, резина у «БелАЗов» – расходник. По словам специалистов АТП, помимо общего износа в процессе эксплуатации бывают (это кажется невероятным) пробои крупногабаритных шин. Поэтому замена покрышек в цехе происходит 3-4 раза в неделю. А так как остановить движение в карьере невозможно, руководство комбината строго следит за тем, чтобы автомобильная техника была в строю.
– Ежегодно на приобретение крупногабаритных шин расходуется около 100 миллионов рублей. Цифра не малая, но если учесть, что автотранспортом в карьере перевозится до 30 миллионов тонн горной массы ежегодно, то вложения средств оправданы, – комментирует заместитель директора автотранспортного предприятия Вячеслав СМИРНОВ.
В этот момент в цехе зашумело и загрохотало: начинается процесс снятия резины с обода. Для этого применяется специальный шиномонтажный стенд, который здесь называют всеядным: с его помощью можно перебортовать шины любых «белазовских» типоразмеров: 24-00, 27-00 и 33-00.
- Процесс не очень сложный, - рассказывает начальник ремонтных мастерских колонны «Южная» АТП Дмитрий КУТЕРГИН. - Для демонтажа и перебортовки крупногабаритной шины с автосамосвала «БелАЗ» по технологической карте задействовано три человека: водитель погрузчика и два слесаря по ремонту автомобилей. Последние производят откручивание гаек крепления колеса к ступице моста. Далее колесо с диском снимают и с помощью погрузчика отправляют в шиномонтажный бокс, где мы с вами и находимся. Здесь колесо разбортовывают, «выдавливая» из него обод на стенде, очищают от грязи, проверяют все соединения, тщательно промазывают и надевают новую покрышку, которую транспортируют при помощи мостового крана. Вся работа по демонтажу-монтажу одного колеса у 130-тонника занимает три-четыре часа.
Для специалистов АТП — процесс будничный, однако для непосвященного человека вся процедура выглядит словно балетная постановка. Старая покрышка взмывает вверх на огромном кране под управлением хрупкой девушки. Ирина Абрамова, машинист крана 5-го разряда, в комбинате трудится уже 15 лет, 13 из которых – в шиномонтаже.
У Ирины, сидящей в кабине крана под сводами крыши шиномонтажного бокса, каждый день - главная роль. Она приводит в движение огромного «зверя», который облегчает работу двух ее коллег внизу.
- У меня вся жизнь связана с автотранспортным предприятием. Раньше, в самом начале карьеры, я здесь же была уборщиком производственных помещений. Потом в Учебном комбинате получила образование – выучилась на машиниста крана и начала набирать опыт, – рассказывает девушка.
– Мне часто говорят, что это не женская профессия. А я наоборот считаю. Потому что в обращении с краном, тем более, когда на крюке висят пять тонн (вес покрышки в сборе. Прим.авт.), нужна аккуратность и нежность.
И тут ловишь себя на мысли: а ведь человеческой речи почти не слышно. Не из-за шума – просто здесь не нужны слова. В шиномонтажном боксе работают три человека, которые давно понимают друг друга без слов. Общаются жестами. Продолжается балет: рука слесаря Павла Вараксина взлетает вверх: пора поднимать колесо. Подается чуть в сторону: движемся левее. Чуть уловимый сгиб локтя и послушный кран уже делает вираж, уводя многотонное колесо в сторону свободной площадки на полу, чтобы там же захватить новое колесо и водрузить его на монтажный стенд.
Вместе с Ириной в цехе сегодня работают Андрей Качалков, слесарь по ремонту крупногабаритных шин, вулканизаторщик, и его напарник слесарь Павел Вараксин. У обоих стаж в «шиномонтаже» - уже без малого 30 лет на двоих. Размышляют о своей профессии особыми категориями.
– У нас, конечно, важная работа. В карьере самосвалы двигаются круглосуточно, потому вопрос их исправности важен. И здесь от качества установки шины, осмотра, да и всех проведенных манипуляций зависит в конечном итоге результат, выполнение плана. Поэтому делаем все качественно. Для обывателя шиномонтажник – профессия нереспектабельная, а на комбинате – одна из тех, которые называют фундаментом, – отмечает Андрей Качалков.
При кажущейся монотонности работы, специалистам цеха некогда скучать. В свободное время – мастерят. Так, в послужном списке А. Качалкова - комплекс мероприятий, принесших предприятию экономический эффект. Например, он соорудил и внедрил в колонне «Южная» дополнительное навесное оборудование для термопресса для ремонта автошин. При помощи него можно ремонтировать шины у любых автомобилей: легковых, погрузчиков, КАМАЗов. Сейчас в шиноремонтный участок привозят покрышки со всего АТП. Как говорит слесарь-изобретатель, нареканий по качеству выполненных работ нет.
...Тем временем, новая покрышка уже заняла свое место на большом желтом ободе огромной карьерной машины. Уже скоро ее установят на самосвал, еще раз протянут каждую гайку. И покатит красивый чистый БелАЗ возить руду с «горным льном» в карьере, а в шиномонтажном цехе «Южной» колонны вновь будет идти балет.
Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест. Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию. Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru