В ООО "Советник" обратилась гражданка Б. с вопросом: имеет ли она право требовать компенсацию морального вреда с водителя автомобиля, который совершил на нее наезд?
- Для ответа на данный вопрос были уточнены обстоятельства дела. Так, гражданка Б. пояснила, что в августе 2016 года на специально обозначенном нерегулируемом пешеходном переходе гражданин Ш., управляя автомобилем, не уступил дорогу движущимся пешеходам и совершил наезд. В результате дорожно-транспортного происшествия Б. был причинен легкий вред здоровью в виде черепно-мозговой травмы.
Изначально гражданина Ш. признали виновным в совершении административного правонарушения и привлекли к ответственности по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ. Однако решением Свердловского областного суда вынесенное ранее постановление было отменено, производство по делу прекращено из-за отсутствия вины водителя - ему удалось доказать в суде, что он не смог остановить автомобиль ввиду неисправности тормозной системы. Таким образом, судом установлено, что водитель в совершенном наезде на пешеходов не виноват.
Статья 151 Гражданского кодекса РФ предусматривает право гражданина требовать компенсацию морального вреда, если таковой причинен действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
В случаях, когда вред причинен жизни или здоровью человека источником повышенной опасности (к которому относится и автомобиль), компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (ст. 1100 ГК РФ). Аналогичная позиция изложена в Пленуме Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 26 января 2010 года № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина".
Следовательно, не имеет значение для требований о компенсации морального вреда наличие или отсутствие вины водителя, если вред здоровью причинен источником повышенной опасности. В данном случае определяется лишь размер взыскиваемой компенсации, исходя из тяжести вреда, обстоятельств дела и степени страданий потерпевшего.
От имени гражданки Б. в районный суд было подано исковое заявление о взыскании с водителя компенсации морального вреда. В предварительном судебном заседании ответчик Ш. согласился с заявленными требованиями, и производство по делу было окончено заключением мирового соглашения.
Лариса ЧЕГОДАЕВА, директор ООО «СОВЕТНИК»
"Асбестовский рабочий"
|