В июле asbest-gid сообщал о поиске родственников асбестовского солдата Мезенцева Акима Григорьевича, останки которого были обнаружены на месте боев в Воронежской области.
Нашел родственников погибшего земляка краевед Александр Копырин. Но только этим не ограничился: узнал, как ведется поисковая работа на месте кровопролитных боев. И вот что рассказал об этом.
"Этим летом к нам обратились поисковики из подмосковного города Коломна. На них вышли представители поисковых отрядов из Воронежской области. Там во время раскопок на местах боев были найдены останки солдата, его медальон и личные бумаги. Специалистам удалось расшифровать надписи на тех бумагах. На медальоне был адрес семьи, которая проживала в нашем городе.
На начальном этапе поисков я обратился ко всем, кто мог располагать информацией по вопросам военного времени, и к тем, кто, возможно, знал жителей нашего города с такой фамилией. Вопрос решился очень быстро, родственники погибшего солдата были найдены уже на следующий день. А историю семьи Мезенцевых рассказали и в местных, и в областных СМИ.
Казалось бы, координаты родственников отправлены поисковикам, как и фотографии солдата, а нам были присланы копии документов, обнаруженные поисковым отрядом. Но история получила свое продолжение.
За содействием в поиске родственников погибшего солдата я обратился и к руководителю молодежного клуба "Смерш" Юрию Васильевичу Швецову. У него - отличная и многосторонняя информационная база по военному периоду.
Мое письмо попало Ю.В. Швецову в то время, когда он был в Крыму. Созвонившись по телефону, обговорили подробности и, так как путешествовал по стране на мотоцикле, он решил на обратном пути заехать в Воронеж и поговорить с поисковиками, участвовавшими в раскопках.
Доехать до Воронежа оказалось существенно легче, чем договориться о встрече с руководителем отряда поисковиков Леонидом Петровичем Бащевым. Дело в том, что Леонид Петрович как раз собирался лечь на лечение в больницу. Но встреча состоялась.
Юрий Васильевич Швецов встретился с Леонидом Петровичем у него в музее, который, скорее, похож на образцовый склад времен Великой Отечественной войны. В ходе беседы Юрий Васильевич фотографировал раритеты и наиболее интересные моменты беседы заснял на видео.
А рассказать поисковику было что. Регулярно, на протяжении многих лет он с помощниками, участвуя в поисковых работах, обнаружил множество артефактов - их накопилось столько, что и не сосчитать.
В личной беседе он поведал, что занимается поисковыми работами более пятнадцати лет. За все это время он поднял останки 345 солдат. Не у всех были медальоны, а у кого и были, частично оказались пустыми, или из-за времени, сырости или других причин бумага истлела. И лишь у некоторых документ или рукописная записка, находившиеся в медальоне, поддавались расшифровке.
Здесь, наверно, нужно пояснить, что медальон - небольшой пластмассовый футлярчик цилиндрической формы с завинчивающейся крышкой. Внутрь помещалась бумага, заполненная по стандартной форме, в которой указывались все основные данные солдата, в том числе - домашний адрес и данные близких родственников. Солдаты их не любили и называли "смертным медальоном". Даже была примета: тех, кто заполнит бумагу в смертном медальоне, смерть и найдет...
Сам Леонид Петрович Бащев оказался удивительно интересным и разносторонним человеком. Поисковые работы - тяжелый и опасный, изнурительный труд, который по силам не каждому. Подумайте, сколько нужно силы воли, упорства и мужества, чтобы в любую погоду лопатой копать ямы, траншеи, окопы, а там...взрывоопасные предметы, отголоски войны - одно, но, когда видишь на фотографиях скелеты солдат, обнимающих землю, прикрывающих голову руками, и когда черепа, лежащие в касках, смотрят на тебя пустыми глазницами, можно понять весь ужас войны.
Поразило другое. На видеозаписи Леонид.Петрович рассказывает, что найти смертный медальон, прочитать данные, конечно, сложно. Здесь, в Воронеже, с этим и не справляются - отправляют в Москву, таким же энтузиастам. Но вот найти родственников погибшего солдата в большинстве случаев оказывается еще труднее. На стене музея -небольшой стенд, на котором расположено, наверное, более двухсот медальонов. Найденных родственников всего -около десяти человек. А уж тех, у кого в семейном архиве сохранились фотографии защитников Родины - совсем единицы. Тем более, приятно, что фотография нашего земляка, солдата А. Г. Мезенцева, занимает почетное место на музейном стенде.
Про каждый артефакт Леонид Петрович может рассказать целую историю. А многолетний практический опыт, когда по расположению окопов, останков бойцов, россыпей гильз и многих других, понятных только поисковику примет, позволяет реконструировать произошедшие на поле боя события.
Поисковик может уверенно сказать, кто погиб от минометного огня, кого закопал "утюживший" окопы вражеский танк, а по каске, иссеченной осколками, как дуршлаг, даже и говорить ничего не нужно. На одной из касок - только одна маленькая дырочка, прямо во лбу, а внутри каски - пилотка и смятая пулей красная звездочка. Это работа снайпера.
Вернувшись из поездки, Ю.В. Швецов привез большое количество информации, фотоматериалов и видесюжетов от руководителя поискового клуба Л.П. Бащева.
... Во время Великой Отечественной войны в Воронежской области в тяжелых боях пропало без вести много наших земляков, и о них до сих пор нет никаких известий. Хочется надеяться, что в ходе работы поисковиков найдутся еще наши земляки-герои, и мы сможем рассказать о них."
На снимке Леонида Бащева: раскопки и находки
|