О судьбах земляков, вплетенных в историю страны.
Как-то весной 1942 года в механическом цехе № 1 РМЗ появился фотокорреспондент "Комсомольской правды", быстро отыскал секретаря комитета ВЛКСМ завода Аню Осинцеву. Посадив рядом с ней ее помощницу Лиду Слепухину, щелкнул затвором фотоаппарата и так же торопливо исчез. А вскоре девчонки-токари принесли в цех свежий номер "Комсомолки" с портретами подруг. Чем же отличились асбестовские девушки?
Здесь, на РМЗ, по примеру уралмашевцев появились первые в Асбесте фронтовые бригады. Именно на том участке, где изготовлялось грозное оружие для фронта.
Обратимся к архивным документам:
"До начала смены оставалось несколько минут. В токарном отделении цеха № 1 в две шеренги выстроились бойцы фронтовых бригад. Мастер отделения Максим Соловьев по-военному четко и лаконично отдавал указания:
- Бригада Гомзикова сегодня обрабатывает деталь М-13. Это заказ фронта для реактивных минометов. Приступайте к работе!
- Есть, приступить к работе! - так же четко ответил комбриг фронтовой и повел своих бойцов к токарным станкам.
Подобные диалоги звучали перед заступлением на смену во всех комсомольских фронтовых бригадах завода. Таким образом молодые рабочие получали как бы боевой заряд и настраивались на повышенный ритм труда...".
А ведь бойцам тем было всего-то 14-15 лет от роду, здесь, в цехах, они мужали, закалялись, преодолевая трудности, а главное - ощущали себя частицей великого всенародного фронта, поднявшегося на защиту Отечества.
Лучшие фронтовые бригады, возглавляемые Валентиной Ефимовских, Светланой Тарасовой, Лидией Слепухиной, Александром Кармановым и другими, показывали образцы трудового героизма.
Завод был солдатом, и они были тоже солдатами. Для ударников-четырехсотников был специальный пропуск в заводскую столовую. Он давал право на более лучший обед и на дополнительный стакан молока.
На обороте пропуска был напечатан стихотворный девиз:
"Старые нормы втройне перекроем.
Товарищ! Иди на работу, как в бой,
В тылу ты гордишься танкистом-героем,
Пусть он на фронте гордится тобой!"
Фронтовые комсомольские бригады не только трудились хорошо, но и помогали фронту средствами. В стенгазете цеха рассказывалось: "Только закончилась смена. Нормы перекрыты в три-четыре раза. Но бригадир Валя Ефимовских говорит в раздумье:
- Что бы еще сделать, ребята, чтобы наша помощь фронту стала более существенной?
- А я знаю,- ответил комсомолец Миша Моисеев. - Давайте наметим день самой высокой выработки и заработок этого дня перечислим в фонд обороны.
- Вот это правильно,- поддержали Мишу товарищи.
Такой день состоялся. Бригадная норма выполнена на 440 процентов. И сумма перечисления получилась тоже внушительной".
- Очень строго было у нас с трудовой дисциплиной, - вспоминала А. М. Осинцева. - Как-то моя однофамилица Маша Осинцева проспала и опоздала на смену на 20 минут. Ее предали суду. Жестоко, конечно, но у войны были свои законы.
О гвардейцах тыла можно рассказывать многое. О том, например, как работалось машинистами экскаваторов и электровозов женщинам, заменившим ушедших на фронт мужчин Ляминой, Корягиной, Старцевой и другим. Или на строительстве и монтаже "новых заводов" бригадам плотников Ланшакова и Чигвинцева из "Асбостроя", или землекопам Измаилова, монтажникам Ширяева и Дубленных...
Волны памяти нашей о том героическом времени не должны прерываться, пусть они доносят до потомков стук мужественных сердец гвардейцев тыла и вызывают восхищение и благодарность за вклад в Победу.
Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.
|