Историю о том, как нашли в Воронежской области останки асбестовского солдата, погибшего в Великую Отечественную войну, напечатали все городские СМИ.
Из первых рук поступила информация в asbest-gid.ru - мы связались с руководителем поискового отряда Леонидом Бащевым, а также с внуком погибшего солдата. Сегодня предлагаем рассказ писали о том, как поисковикам удалось найти останки асбестовца дочери фронтовика Александры Акимовны Переваловой, напечатанный в газете "Асбестовский рабочий".
Она рассказала об отце, и о том, как семья Мезенцевых жила в годы войны.
В июне 1937 года уроженец Пермского края Аким Григорьевич Мезенцев вместе супругой Маврой Семеновной и детьми Антониной, Александрой, Николаем и Семеном переехал из Новосибирской области в Асбест.
Старшей дочери было 11 лет, младшему сыну-три месяца. Здесь глава семьи работал в карьере забойщиком, а брат жены, крестный отец Александры Переваловой (в девичестве Мезенцевой)-там же бурильщиком. Мавра Семеновна занималась воспитанием детей и успевала подрабатывать. Дети тоже трудились - в лесу собирали ягоды. Изредка с ними ходил и отец, и тогда ребятишки за ним едва успевали - так быстро он справлялся с любой работой. По воспоминаниям дочери, Аким Мезенцев "серьезный был мужчина, всех в руках держал", никогда не курил и не пил.
Когда отца забирали на фронт, Александре Акимовне было 12 лет, старшей сестре Антонине исполнилось 15. На нее легла самая тяжелая ноша - она и корову доила, и хлеб делила, и братьев в школу отправляла. За корову нужно было платить налог -360 литров молока в год. Семья Мезенцевых тогда жила в районе старого рынка, а сдавать молоко надо было на улице Пролетарской. Унести столько детям было невозможно, поэтому молоко продавали, а взамен покупали три с половиной килограмма топленого масла, которое и сдавали в счет налога. О том, чтобы самим напиться молока досыта, приходилось только мечтать. А еще надо было следить за огородом - с него собирали до пятисот ведер картофеля, почти весь урожай раздавали родственникам.
Чтобы хоть как-то прокормиться, семья собирала ягоды в лесу и заготавливала сено на продажу. Работать в семье Мезенцевых привыкали с детства. Младший брат с гордостью вспоминал, что в возрасте пяти лет трудился вместе со старшими - ему тоже доверили нести мешочек сена. В основном же воспоминания о военных годах -непосильная работа и голод.
За все время с фронта от отца пришло только одно письмо. Мавра Семеновна подавала в розыск, пыталась добиться каких-то пособий, чтобы поднять семью, но скромных сорока рублей катастрофически не хватало.
Всю войну дети ждали, что отец вернется. Известие о Великой Победе встретили со слезами радости на глазах. К сожалению, воссоединиться семье было не суждено. После войны Аким Мезенцев числился пропавшим без вести - "похоронку" на бойца, погибшего в июле 1942 года, родные так и не получили. Крестный Александры Мезенцевой Павел Мельников тоже погиб в бою.
Старшая из дочерей Антонина Мезенцева проработала на комбинате "Ураласбест" более полувека. На долю Александры Акимовны тоже выпал тяжелый труд. С 1957 года она работала кочегаром - разгружала вагоны с углем, трудилась бок о бок с пленными немцами.
- Забойщиком Федя работал, он в плену у фашистов был, - вспоминает Александра Акимовна, - а немцы - голодные, изможденные. Немец Карл, бывало, не помогает мне вагон катать, так Федя ему даже нос однажды разбил: девка трудится, так почему ты ей не помогаешь?
Пленные немцы и румыны удивлялись, что хрупкие женщины занимались таким тяжелым физическим трудом - толкали вагоны, разгружали мерзлый уголь. Но в послевоенные годы многим женщинам приходилось выполнять мужскую работу.
Лучшим отдыхом для Александры Акимовны стали походы в лес по ягоды вместе с дочерью. С детских лет сохранилась традиция: приходя в лес, обращаться к Богу с просьбой послать побольше ягод, а возвращаясь, кланяться на все четыре стороны и благодарить за богатый урожай. Сейчас дочери фронтовика -88 лет, здоровье не позволяет Александре Акимовне уходить далеко от дома.
Рассказывая о своей семье, сокрушается, что младшего брата нет в живых, а он так хотел узнать об отце: где сражался, где похоронен. Ни ей самой, ни старшей сестре путь до Воронежской области уже не осилить. Но память о погибшем на фронте Акиме Мезенцеве бережно хранится в семье, и быть может однажды поклониться на его могилу приедут внуки и правнуки.
Т. Мельникова, "Асбестовский рабочий"
|