Размер ответственности за перерасход средств оказался выше установленного законом.
Нижнетагильским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области по обращению гражданина была проведена проверка в отношении ПАО КБ «Уральский банк реконструкции и развития».
В ходе проверки было установлено, что заключение договоров банком с потребителями осуществляется по типовым условиям, разработанным ПАО КБ "УБРИР". При этом в договор кредитования включена страховая сумма по программе страхования в рамках пакета "Забота о близких". В кредитном договоре не указаны условия о дополнительной услуге, её цене, потребителю не представлены данные, о том, что выдача и возврат кредита осуществляется через карточный счет. Кроме того, банк определил размер ответственности за перерасход средств по карточному счету больше, нежели это установлено законом.
При проведении проверки банк не представил надлежащих доказательств информирования потребителя о возможности получения кредита без дополнительных услуг.
Таким образом, разработанная схема кредитования вводит потребителей в заблуждение относительно размера полной стоимости кредита, размеров платежей и суммы кредита, которую заемщик смог получить в личное распоряжение (после удержания плат за дополнительные услуги).
Согласно ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", до потребителя должна доводиться достоверная информация о полной стоимости кредита с учетом платежей за дополнительные услуги.
По выявленному нарушению в отношении ПАО КБ "УБРИР" составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении административного наказания по ч. 1 и 2 ст.14.8 КоАП РФ в виде штрафа на сумму 15 000 рублей с учетом повторного совершения однородного административного правонарушения.
Кроме того, кредитной организации было выдано предписание о прекращении нарушений прав потребителей. Данный документ предписывает прекратить заключение договоров с нарушением норм права о доведении до потребителей информации об условиях оказания услуг, в случаях дальнейшего предоставления кредитов, финансовых услуг применять договоры, приведенные в соответствии с нормами права.
Не согласившись с этим, руководство банка обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным. Судом в удовлетворении требований банку было отказано. Арбитражным судом Уральского округа решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 июня 2017 года по делу № А60-18545/2017 оставлено без изменения, кассационная жалоба ПАО КБ «УБРиР» – без удовлетворения.
Источник
Пресс-служба Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) прислала свой комментарий:
Предоставляя услуги, банк действует в рамках законодательства. В частности, мы руководствовались законом "О потребительском кредитовании", который не запрещает указывать стоимость кредита с учетом дополнительных услуг. При этом практика рассмотрения таких дел в административных инстанциях постоянно меняется. В частности Арбитражные суды Центральной части России не имеют претензий к банкам, использующим коллективное страхование. А суды Урала и Сибири считают действия банка ущемляющими права клиентов. Мы надеемся, что со временем в России сформируется единообразная судебная практика по данному вопросу.
|