В международный день освобождения узников фашистских концлагерей.
11 апреля - памятная дата в истории многих стран, чьи граждане были захвачены фашистами в ходе Второй мировой войны и отправлены в концлагеря.
Именно в этот день узники Бухенвальда, -крупнейшего из нацистских концентрационных лагерей, - куда были согнаны жители всех европейских стран, подняли интернациональное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу. В этот день проходят мероприятия для тех, кто остался в живых после зверств фашистского режима.
В годовщину восстания узников Бухенвальда, специалисты Комплексного центра соц-обслуживания вместе с заместителем главы администрации Асбеста Михаилом ТУРЫГИНЫМ и председателем городской общественной организации бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей Верой КОЖИНОВОЙ посетили на дому тех, кто прошел через ад нацистских застенок. На территории обслуживания Центра насчитывается 11 асбестовцев и трое малышевцев, которые детьми попали в фашистские концлагеря. Некоторые из них даже не помнят День Победы, но запомнили день своего освобождения...
Владимир Павлович ЛЫСЕНКО родился в Краснодарском крае. В Великую Отечественную войну вместе с матерью его угнали в крымский концлагерь под Джанкоем. Мать стирала фуфайки, одежду. Дети занимались попрошайничеством.
- Ждали, когда где-нибудь "упадет" лошадь. Лошадь убьют или корову - все бегом туда. Хоть какой-то кусок еды, - вспоминает он. - Освободили нас в 44-м где-то. Туда шли пешком и оттуда пешком. На перекладных, если солдаты остановятся - подвезут, а дальше опять на ногах.
Долгожданную Победу Владимир Лысенко встретил на Кубани. Ему было всего шесть лет. Отец и старшая сестра погибли, мать осталась с четырьмя детьми. Послевоенные годы тоже оказались тяжелыми - в 1947 году по Кубани прокатился голод. Жители самого плодородного края питались травой, собирали в плавнях ракушки.
Самый святой праздник - День Победы -Владимир Павлович всегда отмечает с семьей, а семья у него большая - двое детей, пятеро внуков и двое правнуков. О пережитом вспоминать не любит, говорит: "Начну рассказывать - начну плакать".
По словам Веры Серафимовны Кожиновой, юный возраст в чем-то даже спасал малолетних узников концлагерей - все происходящее они воспринимали не так остро, как взрослые.
- Тяжело тем, кому было в то время по десять-пятнадцать лет. Их на работы угоняли в Германию. А с малышей, что с них возьмешь? Маленьким детям легче было это перенести, - считает она. - Я помню, как мы шли за телегами, на одной из них сидела моя бабушка, у нее на руках сидели трое: годовалый, полуторагодовалый и трехгодовалый. Мне было пять лет. Я уже шла...
Первый фашистский концентрационный лагерь появился 27 апреля 1940 года. Список общего количества концлагерей, их филиалов, тюрем и гетто в оккупированных странах Европы и в самой Германии, где в тяжелейших условиях содержались и уничтожались люди, насчитывает 14 033 пункта. На территориях Белоруссии, Украины, Латвии и Литвы действовало 58 так называемых "иных мест принудительного заключения, по условиям приравненных к концлагерям", еще три таких объекта располагались на территории России - в Смоленской, Брянской и Ленинградской областях.
Т. Мельникова,
"Асбестовский рабочий"
|