Продолжаем публикацию глав из книги А. Чечулина, - «Асбест».
Большие надежды возлагаем мы на Заречный район, что сооружается за Рефтом. Он должен внести своеобразие в коробочный облик Асбеста. 600 тысяч квадратных метров жилья, необходимые объекты социума на расстоянии не более километра, поэтому минимум транспорта. И зелень, зелень, зелень, она составит 61 гектар. А на реке Рефт — система искусственных прудов, фонтаны, цветники, пешеходная эспланада. Сравни: в 1965 году во всем городе было лишь 15 гектаров зеленых насаждений.
Городская программа «Жилье» предусматривает также строительство МЖК, удобных коттеджей, кооперативных и частных домов. Законное место в ней займет хозспособ.
Но вернемся на бывшую главную улицу. Напротив дома, с которого ведет отсчет благоустроенное жилье в Асбесте, стоял двухэтажный барак, где мы, начинающие стихотворцы, вещали перед микрофоном в примитивной студии городского радио. Здесь был узел связи, телеграф, ручная телефонная станция, Телефоны в ту пору были в диковинку, их было мало, работали они с перебоями: достаточно сильного ветра—и «воздушки» не выдерживали, связь прекращалась. У нашего общего друга Юры Ара-келова, родители которого входили в руководящую иерархию, аппарат был установлен на квартире, и я, восемнадцатилетний дурень, долго не мог понять, как это можно попросить телефонистку соединить квартиру на Уральской с московским ВГИКом, куда поступал юный Аракелов.
Вскоре телефон перестал быть редкостью — ввели АТС на 3 тысячи номеров, затем расширили до 6 тысяч, и монтеры искали желающих обзавестись говорящим чудом (было такое время!).
В пятидесятые годы узел связи примыкал к стадиону «Строитель». Теперь можно сознаться, что как раз здесь пацаны, не рискуя попасться бдительным контролерам, пробирались под ложноклассической аркой на стадион. Футбол в то время достиг зенита популярности, в наш лексикон вошли новые слова: голкипер, бек и хавбек, инсайд. У нас появлялись свои кумиры. Чрезвычайно велика была популярность братьев Дубленных, Бориса Чернозипукки-кова.
Тяга к спорту и физкультуре в те времена была всеобщая. Как тут не вспомнить велосипедиста Альку Королева, первого мастера спорта в Асбесте. Мальчишки почитали его почти как национального героя, и, когда он возвращался из Сочи, где тренировалась сборная России, ему прохода не было. Преувеличиваю? Самую малость. Я тоже бегал за его редкой тогда гоночной машиной. О милое наивное прошлое!
В наши дни в городе создана отличная спортивная база, где набирают силу десятки мастеров спорта, среди них есть заслуженные, есть мастера международного класса, но такая слава среди сограждан, какой обладал Алька, им и не снилась.
Впритык к стадиону, там, где выстроен комплекс пожарной части, многие годы размещалось здание ремесленного училища № 12. «Ремеслуха» эта, как называли ее подростки, выводила в самостоятельную жизнь, готовила квалифицированных рабочих. Среди них есть Герои Социалистического Труда, лауреаты Государственной премии СССР, заслуженные строители республики. Она заложила в городе основы профессионально-технического образования. В трех ПТУ Асбест готовит кадры промышленности, строительства, торговли.
А вот и твоя школа — первая средняя имени
Максима Горького. Ее трудно узнать, разобрана наполовину, как обрублена, а в «обрубке» поселилась водопроводная служба. На месте старых школ появляются новые, прекрасно оборудованные. Компьютеры, правда, еще не дошли до классов, но ведь качество обучения не только от техники зависит.
Но что-то я, кажется, упустил из поля зрения. Ах да, станцию «Скорой помощи», куда мальчишкой обращался после велосипедного столкновения. Ее искать бесполезно, на том месте железная дорога, и летят по ней тяжелые составы. ЧТо-что, а медицина заметно окрепла. Раньше было две маленьких поликлинички, а теперь их до десятка, и все нехудо оснащены, есть и специализированные — стоматологическая и детская.
Забота о здоровье начинается в дошкольных учреждениях. В Асбесте проблемы детских садов решаются оперативно, трудностей с устройством детей нет. Появился и единственный пока на Среднем Урале детский комбинат санаторного типа. Его построил для своих ребятишек Ураласбест, он же первым в отрасли включил обслуживающих его медиков в свой штат.
А напоследок просто грех не заглянуть в баню на Ильинке. Как я теперь понимаю, только детскому послевоенному воображению она могла мерещиться самой прекрасной. И впрямь, там торговали морсом и леденцами на палочках, а все остальное как-то выветрилось, баня, она и есть баня. Но вот нынешний оздоровительный комплекс нынешним пацанам запомнится наверняка: баня по-русски, баня по-фин-ски, бассейны, массажисты, косметологи, бар, игровые автоматы, газированная вода...
Вот о чем рассказала улица нашей молодости. Она хранит живую историю, надо лишь увидеть в отдельных штрихах единое целое и спроецировать на современность. Тогда, прошу прощения за штамп, как солнце в капле росы, отразится в каждой примете минувшего судьба человека, города, страны.
( Продолжение следует.)
А. Чечулин "Асбест" 1986 г.
|