Продолжаем публикацию глав из книги А. Чечулина, - «Асбест».
Сейчас у штурвала города стоят более молодые капитаны, они превосходят предшественников (хочется в это верить) в понимании роли духовной культуры, истории в жизни общества. От них во многом зависит, останется ли наша память короткой или потомки скажут о нас благодарное слово.
Что для этого нужно сделать в первую очередь? Осознать, что будущего без прошлого не бывает. И когда придет это сознание, честное слово, все встанет на свои места.
Если бы я смог передать со всей полнотой свои боль и радость, когда прикасаюсь к неведомым прежде страницам минувшего. Не отпускает вина перед ушедшими в прошлое людьми, нашими земляками. Понимаю, что не им нужно, чтобы их помнили. Это нужно прежде всего нам, ныне живущим, и будущим асбестовцам. Не будем помнить мы, не будут помнить нас. Эта логика справедлива настолько, насколько неумолима.
Обидно, как обидно, что в городе не увековечено имя первооткрывателя Баженовского месторождения асбеста А. П. Ладыженского. Один из высокопоставленных товарищей как-то в узком кругу обронил: дескать, дворянин был, а ему памятник... Так ведь и Суворов, и Ленин не из кухаркиных детей. Сколько мы будем кичиться рабоче-крестьянским происхождением?!
Будущим поколениям необходимо знать о своих земляках. Первым я бы назвал А. П. Ладыженского и народных комиссаров 1918 года. Вот имена тех, кто оставил заметный след в жизни нашего города.
И. М. Егоров. Подпольщик с дореволюционным стажем. Комиссар 3-й бригады 29-й стрелковой дивизии РККА, провозгласивший восстановление Советской власти на асбестовых рудниках в 1919 году после освобождения от колчаковщины.
3. С. Берсенев. Пулеметчик легендарного полка «Красные орлы», один из летописцев Красной Армии.
И. Н. Головин. Глава самой многочисленной династии в асбестовой промышленности, первый в городе Герой Труда.
К. Е. Тарасов. Главный геолог Ураласбеста, крупнейший знаток Баженовского месторождения, основатель уникального геологического музея.
И. П. Флягин. Забойщик-орденоносец, организатор стахановского движения в асбестовой промышленности.
Роза Иванникова. Бесстрашная партизанка Великой Отечественной войны.
М. Б. Щедринский. Руководитель антифашистского подполья в концентрационном лагере смерти, автор первого учебника по обогащению асбестовых руд.
И. В. Вольфсон. Выдающийся инженер-строитель, Герой Социалистического Труда.
Илдус Шамсеев. Летчик-интернационалист, погибший в небе Афганистана, кавалер двух орденов Красной Звезды.
Можно и нужно вспомнить и других достойных людей. Я бы хотел, чтобы потомки знали об асбе-стовском периоде выдающегося поэта С. П. Щипа-чева или постоянной помощи Асбесту и Изумруду со стороны А. Е. Ферсмана.
Казалось бы, чего проще — назвать лучшими именами улицы, безымянные школы, библиотеки, посмертно принять в когорту почетных асбестовцев... Да мало ли способов отметить замечательного человека. Чего ждем? Указаний?
Правда, неорганизованное движение за утверждение исторической памяти ни на миг не затихает. Были и есть энтузиасты, отдающие любимому делу свои знания и энергию. В частности, художники. Так, историческому музею передана галерея портретов первых большевиков асбестовых приисков: А. Д. Ильина, Н. И. Зеленова, С. И. Чемезова, А. Н. Попова, С. С. Жаркова, Я. Н. Лунева.
Полнятся исторические хранилища на предприятиях и в школах города. Завидную инициативу проявили сотрудники автошколы ДОСААФ, отыскав довоенную полуторку. Теперь машина, отремонтированная, покрашенная, стоит на постаменте, напоминая о славной судьбе автомобилистов первых пятилеток и фронтовых дорогах.
Но более всего примечателен пример мальчишек и девчонок из школы № 9. Они решили — без взрослой подсказки — увековечить память о погибшем на войне восемнадцатилетнем Анатолии Мальцеве, чье имя носит пионерская дружина. Несколько лет ребята трудились на полях Белоярского района, пропалывали сосновые посадки, сдавали макулатуру и металлолом, чтобы собрать деньги. И теперь бюст комсомольца-героя, отлитый в металле свердловскими мастерами, установлен в фойе школы. Радует, что детьми двигала не директива, а самостоятельная «любовь к отеческим гробам».
Воспитание историей есть воспитание гражданственности. Если каждый из нас проникнется этой мыслью, сгладятся изломы в памяти, высокая нравственность, и только она, будет мерилом человеческих качеств.
Я надеюсь, что однажды ты привезешь в наши Палестины своих сыновей и они убедятся, что на твоей родине живут не Иваны, не помнящие родства, не манкурты, послушные чужой воле, а хорошие и надежные люди, для которых память о прошлом священна не на словах, а на деле. Иначе и быть не может.
( Продолжение следует.)
А. Чечулин "Асбест" 1986 г.
|