Продолжаем публикацию глав из книги А. Чечулина, - «Асбест».
Плотно закрытые на зиму двойные рамы предохраняли нас не только от стужи. От асбестовой пыли тоже. Когда по первому теплу распечатывали окна, на подоконниках можно было чертить письмена в защиту человечества и природы нашей округи от всепроникающих отходов производства обогатительных фабрик.
Мы с тобой надышались этой пылью с младенчества: я в Талицком поселке под боком «Гиганта», ты под сенью труб «Асбогиганта». Не только в наших «шанхаях» деревья выглядели седыми даже в июне, но и в городе не было спасения от пыли. Только в 1968 году фабрики выбросили в атмосферу 39 тысяч тонн асбестовой пыли.
Бедствие это считалось неизбежным, к нему привыкли. Но мало кто знал о его печальных последствиях, которые не предавались широкой гласности. В те недалекие годы вряд ли попал бы в мои руки следующий документ: «Мощное пылевыделе-ние, неизбежное при сухом способе извлечения асбеста из руды, всегда создавало крайне неблагоприятные условия на асбестообогатительных фабриках и сильно загрязняло цеха, их территорию и атмосферу города Асбеста и окружающих его лесов и водоемов. Не случайно в этом районе в прежние годы среди трудящихся комбината и населения города были значительно распространены заболевания асбестозом и сопутствующие легочные и раковые болезни...»
С одной стороны, фантастически замечательные свойства асбеста, с другой...
Разговорился однажды с пожилым свердловчанином. Он вспомнил свой первый и единственный приезд в наш город где-то в пятидесятых годах. Остался Асбест в его памяти таким, каким он его тогда увидел. В его воспоминаниях было столько жути, что не живи я в то время в городе, непременно принял бы все страхи за чистую монету.
— А как,— спрашивает,— теперь?
— Воздух чище, чем в Свердловске.
— Быть не может...
Не верит, а напрасно. У нас, действительно, многое переменилось к лучшему. Документ, выдержку из которого приводил,— отзыв обкома профсоюза рабочих строительства и промстройматериалов о большой научно-технической работе по внедрению рукавных фильтров на фабриках комбината Ураласбест. Она совершила своеобразную революцию в асбестовой промышленности.
Давно снесены старые фабрики, новые оборудованы эффективными рукавными фильтрами. На последней из них, шестой, цех обогащения выбрасывает в атмосферу только очищенный воздух. Идет замена фильтров в цехе дробильно-сортиро-вочного комплекса, на что отпущено около 4 миллионов рублей,— чистота воздуха составит 99,9 процента. И если бы не завод УралАТИ, который оказался в городской черте и, случается, «газит», я бы поручился, что более чистого неба на промышленном Урале не отыскать.
Небо у нас голубое, а вот земля...
Не при нас это началось, не при нас, вижу теперь, и закончится. Ахиллесова пята горной промышленности— быстро растущие отвалы пустой породы. Они уже взяли наш город в кольцо. Подковой охватили рукотворные горы Асбест со стороны Пышмы — 3,5 миллиарда тонн камня положил на грудь земли-матушки Ураласбест; насыпает скифские курганы Малышевское рудоуправление; а там, вдали, Рефтинская ГРЭС, ежесуточно поглощающая .700 вагонов бедноватого экибастузского угля, громоздит отвалы золы, а зола эта отдается на откуп ветрам.
Раньше, сказывалось экологическое невежество, я восхищался карьерами и воспевал отвалы, подыскивая для них самые лестные сравнения. А теперь споткнулся и даже закручинился, зная, что в мире 6 миллионов гектаров земли занято горными работами (в среднем 2 процента сырья идет в дело, остальное в отходы). Мало того, горные комплексы в радиусе 35—40 километров, по выкладкам ученых, губительно воздействуют на окружающую среду. Урожай сельскохозяйственных культур в этих районах снижается на треть. Негативное влияние оказывают предприятия вроде Ураласбеста на леса, воды, сельхозугодья.
Отвалы, которые окружают наши города, не только уничтожают леса, на которые не так богат Урал (взгляни с самолета — сплошные проплешины). Происходящие на отвалах процессы ветровой и водной эрозии вызывают деградацию таежных массивов, создают неблагоприятные условия для проживания вблизи людей, зверья и птиц. Исчезают ручьи и родники, малые реки, гибнут редкие виды растений, перепады температуры искажают природные климатические нормы.
( Продолжение следует.)
А. Чечулин "Асбест" 1986 г.
|