Продолжаем публикацию глав из книги А. Чечулина, - «Асбест».
Отвалы, которые окружают наши города, не только уничтожают леса, на которые не так богат Урал (взгляни с самолета — сплошные проплешины). Происходящие на отвалах процессы ветровой и водной эрозии вызывают деградацию таежных массивов, создают неблагоприятные условия для проживания вблизи людей, зверья и птиц. Исчезают ручьи и родники, малые реки, гибнут редкие виды растений, перепады температуры искажают природные климатические нормы.
Как быть? Ответ лежит на поверхности. Бережно относиться к природе, не жалеть средств на уничтожение следов вынужденного хозяйствования в земле, разрабатывать безотходные и природощадящие технологии, чтобы не было отвалов из отходов, которые академик И. В. Петрянов-Соколов назвал позором гомо сапиенс. Иными словами, не жить за счет потомков.
Мне возразят: комбинат Ураласбест одним из первых в стране обеспокоился проблемой комплексного подхода к разработке Баженовского ме-. сторождения, помимо товарного асбеста шести групп выпускает строительный песок, посыпку для бронирования толерубероида, балласт для путей МПС, холодный асфальт. Это верно, но верно и то, что производство это не отвечает потребностям народного хозяйства. Асбест выжимается из руды в достаточном количестве—1 миллион 150 тысяч тонн. А остальные продукты? 400 тысяч тонн гали толе-рубероидной, 2,5 миллиона тонн щебня. Выпуск щебня, правда, в эти годы удвоится — требует Западная Сибирь. Вот и посчитаем: из 200 миллионов тонн горной массы, добываемой ежегодно в карьерах комбината, более 160 миллионов отправляется в отвалохранилища. Ясно, что так дальше продолжаться не может, это противоестественное состояние.
Кажется, тревожные вопросы встали в полный рост и перед энергетиками. Рядом с Рефтинской ГРЭС сооружается завод по производству стеновых строительных материалов, предназначенный работать на золе, улавливаемой электрофильтрами. Это хорошо, но ввод нового предприятия целиком проблему отвалообразований не решит.
Повышенного внимания требуют и наши водьи Из Пышмы исчез налим, а пескарь, можно сказать, фирменный житель этой спокойной реки, ловится все реже. Даже на Пионерских скалах его не встретишь. А зимой там Пышма во многих местах промерзает до дна.
Традиционный вопрос: кто виноват? Да мы все, и в первую очередь местные власти, Асбестовская птицефабрика, пансионат «Асбест». Промышленные стоки, отсутствие пометохранилищ, распашка земель в прибрежной полосе, вырубка леса — все это даром не проходит.
К сожалению, и у Большого Рефта не менее горькая участь. С 1979 года строится здесь очередной комплекс очистных сооружений. Городская газета без обиняков пишет: «При таких темпах очистные сооружения канализации могут быть сданы в эксплуатацию только в тринадцатой пятилетке. Большой Рефт находится под угрозой гибели...»
Комментировать тут нечего.
Но на плачевной ноте завершать это письмо не хочется. Есть надежда, люди начинают понимать: экологическое равновесие зависит от каждого, какой бы пост он ни занимал.
Пример последнего времени. Новый жилой район, что заключен между улицами Мира и Плеханова, отгорожен от завода УралАТИ, автовокзала, «Автосервиса» и большого гаражного кооператива реденькой сосновой рощей — своеобразными легкими. Надо сказать, что в воздухе здесь явно повышенное содержание формальдегида. А по генплану именно на этом месте намечено построить двухэтажный гаражный блок на 350 боксов.
Письма в горисполком, в газету вызвали оживленную дискуссию. Гаражи, конечно, нужны, и желательно неподалеку от дома — машины приобретаются не для того, чтобы их хозяева всю ночь не смыкали глаз, охраняя дорогие «Москвичи» и «Жигули». Довод сотен серьезен, но возражения тысяч не менее убедительны. И городские власти решили в текущей пятилетке строительство гаражей не вести.
Дискуссия завершилась в пользу большинства. Раньше такого могло и не произойти. Настораживает, конечно, половинчатость решения. Выходит, в текущей пятилетке строить не будем, а дальше посмотрим?
Впрочем, сейчас, хочется верить, в стране появился единый и влиятельный заступник природы — Государственный комитет СССР по охране природы. Давно все мы ждали образования этого органа, и вот он делает первые шаги. Пусть в поле его зрения как можно скорей попадет и наш город, который еще не утратил дурной привычки высокомерно разговаривать с природой на «ты», брать от нее по потребности, а возвращать кое-как, да и то с оговорками, как завзятый должник.
( Продолжение следует.)
А. Чечулин "Асбест" 1986 г.
|