До сих пор это не удалось сделать - несмотря на публикации в СМИ, митинги и обращения в надзорные ведомства.
Хотя федеральные власти отказались от строительства мусоросжигающих заводов, небольшие установки по сжиганию мусора беспрепятственно дымят уже несколько лет
На территории Асбеста и поселка Малышева экологи насчитали не менее трех предприятий, которые уничтожают медицинские отходы разных классов опасности путем сжигания.
Избавиться от нежелательного соседства пока удалось только поселку Рефтинский. И то потому, что площадку предприятие арендовало, а не получило в собственность.
В 2017 году оно обосновалось в корпусе бывшего Асбестовского завода металлоконструкций. Площадку выкупил житель Екатеринбурга Новгородцев, а арендует его сын -собственник"НТЦ "Экотехпром". Поэтому, когда обратились к собственнику земли, он заявил: "Ничего не знаю, что там делается - меня не интересует, идите к арендатору".
По мнению руководителя Асбестовского отделения партии "Зеленые" Леонида РЕМЕЗОВА, "Мусоросжигайка" получает очень хорошую юридическую поддержку, поэтому бороться с ней сложно. Существующее законодательство не регулирует обращение с медицинскими отходами, что на руку недобросовестным дельцам. Пока удалось добиться только установки фильтров на оборудование и соблюдения правил складирования отходов. Несмотря на то, что деятельность "Экотехпрома" не соответствует разрешенной на занимаемом участке деятельности, печи для мусора, похоже, обосновались здесь надолго. К тому же предприниматель изначально примеривался именно к нашему городу - еще до размещения установки возле поселка Рефтинского, пытался зайти на Асбестовский полигон - но там его развернули.
- Назначение земель не соответствует основной деятельности. Соответственно, когда мы их начали за категорию земель цеплять, они нашли выход и поставили установку по производству пироуглерода -такая же, по сути, печь для сжигания резины. Используют это оборудование сейчас или нет - не могу сказать. Но когда мы с комиссией туда приезжали и проверяли, нам показывали эту установку и заявляли, что производство пироуглерода для них - основной вид деятельности, а утилизация медицинских отходов - уже побочное, - объясняет Леонид Ремезов. - Санитарно-защитной зоны у организации до сих пор нет.
- При сжигании медицинских отходов санитарно-защитная зона должна быть километр, - говорит председатель НП "Окружная гильдия экологов" Евгений ТЮЛЬКАНОВ. - Идет сжигание открытым способом. Только двадцатую часть того объема, который поступает, можно качественно сжечь на существующих мощностях. У "Экотехпрома" оборудование, которое используется, не прошло государственную экологическую экспертизу. Мы даже не знаем - что выбрасывается, как утилизируется, какая концентрация выбросов.
Крематорий для домашних питомцев?
Что касается "Экологии Урала", то сейчас разные информационные базы выдают разных владельцев предприятия - в одном случае это Владимир Новгородцев, в другом - Сергей Надёжкин. Предприятие всплывает по трем разным адресам в Екатеринбурге - это офисы на улицах Энгельса и Технической. В частности, по адресу: ул. Техническая,^ Б находится вет-ритуапьная выездная служба "Экология Урала", которая оказывает услуги по эвтаназии и кремации домашних животных.
-Досье
Владимир НОВГОРОДЦЕВ - владелец компаний ООО "Экология Урала" и ООО "НТЦ "Экотехпром". Последняя в 2011 году получила лицензию на сбор и обезвреживание отходов на участке автодороги Екатеринбург-Тюмень в Белоярском районе.
28 апреля 2012 года компания "Экология Урала" получает лицензию 066 N9 00212, которая разрешает сбор отходов в офисе на улице Белореченской города Екатеринбурга, а также сбор и обезвреживание на полигоне складирования бытовых и промышленных отходов в городе Сухой Лог в трехстах метрах от очистных сооружений Рефтинской ГРЭС. Тот факт, что формально предприятие размещалось на территории другого муниципалитета, позволил владельцам успешно пройти публичные слушания - в Сухом Логу, разумеется. Рефтинцев на "публичку" просто не пустили.
Тем не менее, в Рефтинском установка по сжиганию медицинских отходов получила жесткий отпор, в том числе и от депутатского корпуса. В итоге предприятие съехало, а в Асбесте появилась другая компания - ООО "НТЦ "Экотехпром" с лицензией 006 №00213 от 22 февраля 2017 года на сбор, транспортирование отходов I-IV классов опасности, утилизацию отходов III-IV классов опасности, обезвреживание отходов II-IV классов опасности.
На сайте компании можно найти такой текст: "Самостоятельное захоронение умерших животных может вызвать вспышки инфекционных заболеваний и возможное загрязнения почвы, такие действия противоречат законам РФ и могут повлечь за собой административное наказание.
Мы кремируем умерших животных без нанесения вреда окружающей среде. Самый безопасный способ утилизации биологических отходов - это термический метод обезвреживания.
У нашей организации имеется лицензия 066 № 00212 от 28 апреля 2012 года, выданная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности".
То есть служба по кремации животных ссылается как раз на лицензию, выданную "Экологии Урала" Владимира Новгородце-ва. Правда, не предусматривающую утилизацию трупов животных, а подразумевающую только их сбор и транспортировку - на площадку на полигоне в Сухом Логу, в трехстах метрах от Рефтинской ГРЭС.
Где же тогда сжигают погибших питомцев? Эта деятельность требует лицензии на утилизацию отходов I класса опасности, да и санитарно-защитная зона должна быть не менее километра. Не исключено, что связь между двумя компаниями все еще сохраняется, и свое последнее пристанище домашние любимцы находят в печах "НТЦ "Экотехпрома" -все-таки предприятие работает не на открытой площадке, и установки надежно скрыты от посторонних глаз. Да и персонал всегда начеку - бдительные работники, услышав щелканье нашей фотокамеры, сразу же схватились за телефоны.
Подобное предприятие по утилизации медицинских отходов - ООО "Экоменеджмент" -уже несколько лет отравляет жителей поселка Малышева.
Досье
Андрей ПАРДАБАЕВ руководит сразу двумя предприятиями, которые осуществляют сбор и утилизацию медицинских отходов
- ООО "Производственное объединение "Промэкология" и ООО "Экоменеджмент”. В последнем А.Э. Пардабаев еще и выступает единственным учредителем.
Предприятие "ПО "Промэкология" за время своего существования успело скандально прославиться не только в России, но и за рубежом. Летом 2012 года недалеко от трассы Нижний Тагил -Екатеринбург в Свердловской области были найдены четыре 50-литровые пластиковые бочки с человеческими эмбрионами. В прессе утверждалось, что утилизацией этих отходов занималась "Промэкология", а Андрей Пардабаев яростно отрицал все нападки. Тем не менее, в 2013 году Свердловский областной суд постановил, что юридическим лицом ООО "ПО "Промэкология" нарушаются требования санитарных правил по обращению с медицинскими отходами.
ООО "Экоменеджмент" получило лицензию 066 № 00429 от 18 июля 2016 года на сбор и транспортировку отходов I-IV классов опасности на юго-восточной части промплощадки поселка Малышева. По факту утилизация опасных отходов путем сжигания производится на этой же площадке.
- Асбест, поселок Малышева - здесь сконцентрированы такие предприятия. Опасность все-таки серьезная, самое главное - диоксины и фураны, которые попадают в окружающую среду. По тому количеству анализов, которое мы провели вместе с Минздравом, министерство тоже ситуация не устраивает, - отмечает эколог Евгений Тюльканов. - К тому же на оборудовании, которое находится на предприятиях, не может перерабатываться то количество отходов, которое туда поставляется.
'Темная лошадка"
Еще одно мусоросжигающее предприятие - недалеко от завода "ФОРЭС” - появилось в Асбесте сравнительно недавно. Участок Асбестовского лесничества, предназначенный под строительство асфальтобетонного завода, приобрел ООО "Институт промышленной экологии" ("ИПЭ"). Лицензия 066 № 00308 на сбор и транспортировку отходов всех классов опасности, а также обезвреживание отходов III-IV классов опасности была получена 30 декабря 2015 года. Причем, по словам экологов, предприятию согласовали максимальные объемы производства.
- Один из минусов установки, которая располагается на предприятии, - она не приспособлена для такого количества отходов, и это неспецифические для нее отходы, - считает Евгений Тюльканов. - К тому же, земельный участок, на котором размещается предприятие, не предназначен для ведения таких работ. Земли предназначены для асфальтобетонного завода. И выполнять любые работы, кроме заявленных для асфальтобетонного производства, на нем нельзя.
Что делать?
В первую очередь экологи предлагают делать акцент на разрешенное использование земель, установленное градостроительным планом. Эту норму нарушают практически все мусоросжигающие предприятия, поскольку для такой деятельности должна быть выделена особая категория земель с формулировкой - для утилизации, обезвреживания, размещения отходов промышленных, бытовых, в том числе медицинских и радиоактивных. Самовольно поменять разрешенное использование предприятие не может - решение принимается представительным органом -местной Думой. По мнению специалистов, из-за завышенных объемов территории таких объектов захламлены, а опасные отходы нередко сжигаются открытым способом - прямо в бочках.
- Заявление на проверку данного предприятия Роспри-роднадзором достаточно легко сформулировать - направить депутатский запрос, за ним последует проверка предприятия. Потому что они сжигают не только медицинские отходы, но и промышленных отходов очень много, -объясняет Евгений Тюльканов. - Я сколько раз обращался и в депутатскую комиссию - выслушайте нас, придите к нам, мы вам поясним, разъясним, ссылки подготовим, пояснительную записку сделаем. Но у отдельных депутатов - только политические амбиции.
По мнению эколога, можно составить запрос на проверку предприятия прокуратурой.
- Вышли новые разъяснительные письма по прокурорскому надзору: как и что смотреть, какие документы, - добавляет он. - Еще рейдовые мероприятия, они проводятся без предупреждения. Это новая норма появилась в полномочиях Росприроднадзора.
Помимо деятельности непосредственно на территории, необходимы и законотворческие инициативы, считает руководитель асбестовского отделения экологической партии "Зеленые" Леонид Ремезов.
- Когда я возглавил отделение партии, выбрали основную деятельность - борьба с установкой по утилизации медицинских отходов. Эта работа продолжается. Мы видим, что в федеральном законодательстве есть пробел - чтобы утилизировать медицинские отходы, не требуется ни лицензии, ни других разрешительных документов. Сегодня мы с Законодательным Собранием Свердловской области, с экологической комиссией приняли решение выйти на федеральный уровень, в Госдуму с предложением внести поправки, чтобы привести законодательство в соответствие, чтобы при обращении с медицинскими отходами и при их утилизации лицензирование все-таки было.
Экологическая реформа тоже поспособствовала тому, чтобы ситуация сдвинулась с мертвой точки. По мнению председателя Окружной гильдии экологов, начинается перестройка всей системы работы с медицинскими отходами -сфера будет взята под контроль. На каждую территорию, на межмуниципальные больничные комплексы будет закупаться автоклавное оборудование, на котором под воздействием высокой температуры уничтожаются бактерии, и отходы переводятся в категорию "А" - и уже потом размещаются на обычных полигонах.
Т. Мельникова,
"Асбестовский рабочий"
|