Надо смотреть правде в глаза – первый шанс развернуть диверсификацию
экономики в моногородах был упущен не из-за кризиса, а как раз в период
экономического процветания.
По данным Минрегиона РФ, в России более 400
поселений, отвечающих признакам моногорода. В них проживает каждый
четвертый россиянин, и до кризиса именно здесь создавалось 40% ВВП. Но
там, где владельцы градообразующего предприятия вкладывали прибыли в
модернизацию производства, развитие социальной инфраструктуры, а затем
эффективно использовали возможности, предоставленные государственными
мерами поддержки, катастрофы не произошло. В сентябре 2009 года
Минрегон РФ разделил моногорода на прогрессивные и депрессивные. Среди
последних выделил группу кризисных населенных пунктов, где ситуация
может взорваться в ближайшее время, и проблемных, где обострение может
произойти в ближайшие годы. Просчитывались сценарии вплоть до полного
перемещения населения депрессивных кризисных городов в другие места
проживания и исчезновения прежних населенных пунктов с карты России.
В декабре президент России Дмитрий Медведев в своем обращении к
Федеральному собранию отдельно остановился на вопросе помощи
моногородам. "В ближайшие месяцы нам необходимо принять оперативные
меры, чтобы не допустить резкого падения уровня жизни в моногородах. Это
задача и органов власти всех уровней, и руководства предприятий. В
течение полугода правительство должно утвердить программу содействия
развитию моногородов, а также принять комплексные планы для тех
населённых пунктов, которые находятся в наиболее сложной ситуации", -
заявил он в выступлении. Наконец, в начале мая федеральным
правительством была поставлена задача по разработке планов
диверсификации экономики моногородов, которым помощь будет оказываться в
первоочередном порядке. Обязательное требование – в разработке и
финансировании планов должны участвовать региональные и муниципальные
власти, а также собственники предприятий. Только при таком условии
территории получат софинансирование о стороны федерального
правительства. Как заявил министр регионального развития РФ Виктор
Басаргин, выступая на "правительственном часе" в Госдуме, "сегодня на
2010 год в рамках программ диверсификации экономики и поддержки
моногородов выделено 25 млрд рублей". Как сообщает пресс-служба
губернатора Челябинской области, комплексные инвестпрограммы Сатки и
Карабаша вошли в число первых 27 пилотных проектов, включенных в
программу поддержки моногородов уже в текущем году. И как стало известно
на этой неделе, комиссия по развитию моногородов при правительстве РФ
одобрила планы диверсификации экономики Сатки и Карабаша с общим объемом
инвестиций в 42 млрд рублей. В Свердловской области в первоочередной
федеральный список попали три города – Нижний Тагил, Каменск-Уральский и
Асбест. Как сообщили Interfax-Russia.ru в министерстве экономики
Свердловской области, рабочей группой при комиссии по экономическому
развитию и интеграции правительства РФ пока рассмотрен и одобрен
комплексный инвестиционный план развития Нижнего Тагила, подготовлен
проект постановления правительства РФ. "Общий объем
предварительно согласованных федеральных средств на 2010 год по городу
Нижнему Тагилу составляет 1,4 млрд рублей, - отмечается в справке,
подготовленной региональным Минэком для губернатора Свердловской
области. – В том числе 700 млн рублей – увеличение лимитов
предоставления финансовой поддержки Свердловской области на
софинансирование мероприятий (…)по проведению капитального ремонта
многоквартирных домов, 246 млн рублей – строительство транспортной
инфраструктуры для создания логистического центра, 281,1 млн рублей –
реконструкция очистных сооружений ОАО "Уралхимпласт" и 210, 9 млн рублей
– реализация мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего
предпринимательства". Комплексные инвестиционные планы городов
Каменск-Уральский и Асбест рассмотрены рабочей группой в правительстве
РФ 20 мая. Предварительные согласованные объемы дополнительных
федеральных средств: Каменск-Уральский – 1,8 млрд рублей на
реконструкцию инфраструктурных объектов ОАО "Синарский трубный завод" и
строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры
города. По Асбесту намечено вложить 1 млрд рублей в строительство
участка федеральной автомобильной дороги Екатеринбург – Тюмень. Вместе с
тем, как подчеркивают в Минэке Свердловской области, все это пока
только предварительные согласования. "Для подготовки проектов
постановлений и экспертных заключений рабочей группы проводится
согласование проектов с федеральными органами исполнительной власти
(уточняются отдельные параметры и условия предоставления средств с
Министерством финансов РФ)", - отмечается в материалах, подготовленных в
министерстве. Можно предположить, что реальные живые деньги
пойдут в регионы и территории в лучшем случае летом, а то и к осени. С
одной стороны, понятна осторожность, которую проявляют федеральные
власти. В истории антикризисных мер уже были случаи, когда экстренные
денежные вливания для поддержки банковской сферы оказывались почему-то
выведены в офф-шоры, а поддержка отдельных крупных машиностроительных
предприятий либо не давала соразмерного затратам эффекта, либо
"вытягивалась" поставщиками. Поэтому отбор всего 27 моногородов и
осторожная обкатка механизма поддержки вполне обоснованна. Но на
освоение средств в 2010 году может просто не хватить времени. Остались
же в Уральском федеральном округе, как показала мартовская проверка, не
использованными свыше 4 млрд рублей, выделенных в 2009 году на борьбу с
безработицей. В некоторых регионах округа финансирование освоили менее
чем на три четверти. "Выделенные из федерального бюджета средства
организациями-получателями не всегда использовались правомерно и с
должной эффективностью", - отмечалось тогда в сообщении пресс-службы
полпредства УрФО. В частности, организации не создавали новые рабочие
места, а тратили государственные деньги на зарплату имеющимся
работникам. Кроме того, приходится учитывать инерционную
составляющую, выраженную в менталитете жителей и руководителей
моногородов. Узел проблем затягивался в моногородах Урала не один
десяток, а то и сотню лет. И распутать его за считанные годы невозможно.
Определенный уклад сформировал менталитет жителя такого города, который
объективно мешает процессам модернизации и диверсификации.
Осенью прошлого года в рамках VIII Международного инвестиционного форума
в Сочи прошел круглый стол "Монопрофильные города: стратегические
решения и инвестиции в новых экономических условиях". В рамках
обсуждения были сформулированы проблемы, мешающие трудовой мобильности
населения таких городов. Например, люди не готовы сделать выбор,
следовательно, не готовы переехать, переобучиться и поменять профессию.
Эти проблемы усугубляются долгосрочным характером безработицы и
отсутствием предпринимательской активности. Меры поддержки
моногородов, предпринимаемые на федеральном уровне дают уральским
городам второй шанс начать новую жизнь. От того, как будет использован
этот шанс, зависит, останутся ли они на карте России. Третьего шанса
может и не быть. Источник: interfax-russia.ru
|