Предлагаем вашему вниманию публикацию из многотиражной газеты "Уральский асбест", выпускаемой на комбинате "Ураласбест" в 1986-1991 годах. Поразительная на современный взгляд история увы, имела место - и не раз. В советское время "государственное" ассоциировалось с "ничьим", а значит....
По следам частного определения
До недавней поры считалось само собой разумеющимся прихватить, уходя с работы, пригодные в хозяйстве инструменты, мешки, несколько метров кабеля, кое-что из стройматериалов... Сегодня в каждом трудовом коллективе знают: воровство должно и будет пресекаться законом. Сказано твердое «Нет»! и любителям денежной наживы. Работники ведомственного контроля комбината сегодня располагают довольно поучительными примерами — из практики контроля выполнения плановых заданий, экономного расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранности социалистической собственности, правильности постановки бухгалтерского учета и тому подобное.
— При проведений ревизий мы, работники контрольно-ревизионных служб, строго руководствуемся законами СССР, — рассказывает заместитель главного бухгалтера комбината по ревизионной работе П. М. Байбаков. — А также указами Президиума Верховного Совета СССР, решениями Совета Министров СССР, стоим на страже соблюдений интересов государства. В чем это выражается? Приведу такой пример.
От руководства цеха горно-транспортных и путевых машин нам поступил сигнал о вызывающих подозрение действиях главного бухгалтера цеха. Неплановая ревизия подтвердила опасения. Вкратце дело выглядело так. Главный бухгалтер ЦГТПМ совместно со своим заместителем совершала хищения государственных денежных средств. С этой целью оформлялись фиктивные расходные кассовые ордера на выплату командировочных расходов и депонированной зарплаты. В этих ордерах учинялись поддельные подписи за получателей. Затем бухгалтер передавала ордера кассиру, заявляя ей, что деньги выдала в ее отсутствие из личных или профсоюзных денег. Получив от кассира денежные суммы, бухгалтер их присваивала. Всего таким путем ею присвоено 5472 рубля 64 копейки.
Кроме того, злоупотребляя служебным положением, похищала деньги путем оформления кассовых ордеров на своих родственников, а также путем погашения кредита за товары за счет предприятия, причинив ущерб предприятию в сумме 2812 рублей 25 копеек.
Ненаказуемость ведет к большей распущенности, к ненасытности. И бухгалтер с 1982 по 1985 год по сговору с заместителями и кладовщиками совершала хищения материальных ценностей: постельных принадлежностей, одеял, линолеума, штор, пиломатериалов на общую сумму 2050 рублей.
В судебном заседании были установлены причины и условия, способствующие преступной деятельности подсудимых. Да, дело было передано в суд. Зафиксировав объемы преступления, работники ведомственного контроля комбината передали материалы в судебные органы.
— Невольно возникает вопрос, Павел Макарович, как же на. протяжении стольких лет группа воров действовала безнаказанно?
— Здесь налицо некачественность наших проверок. Да, порой сегодня, когда вокруг мир, нет разрухи и голода, мы утрачиваем бдительность. А грязные на руку людишки тут же пользуются попустительством. Другим условием, способствующим преступной деятельности бухгалтера, явилось ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей кассира цеха и выполнявшими функции кассира в период отпусков бухгалтеров, Грубо нарушая требования Положения о ведении кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями, эти работники выдавали денежные суммы не лицам, записанным в качестве получателей в кассовые ордера, а руководителю.
Материальные ценности бухгалтером совместно с кладовщиками и товароведом похищались и хищения эти скрывались оформлением фиктивных документов, списанием на затраты производства. Материальные ценности зачастую выписывались со склада под видом других материалов. При этом никому они на подотчет не ставились, а в требованиях номенклатурные номера искажались. ,
— Какое наказание понесли преступники?
— По частному определению судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда группа осуждена за хищения государственной собственности и за взяточничество. Все они приказами по комбинату отстранены от занимаемых должностей. Другие причастные к хищениям государственной собственности лица освобождены от уголовной ответственности в связи с амнистией.
Сегодня, как никогда остро встал перед нами вопрос: доверять ли каждому? Ответ, конечно, есть. Доверять, но проверять. Именно так и сказано в приказе по комбинату от 15 сентября 1986 года: «„.Анализировать каждый случай недостачи, хищений и порчи материальных ценностей, недостачи и хищений денежных средств. Учесть в дальнейшей работе все возможные каналы и методы хищений государственной собственности в условиях предприятий комбината... Предупредить ревизоров об их персональной ответственности за качество проводимых ревизий».
— Павел Макарович, часто ли вам поступают сигналы из трудовых коллективов?
— Нет, совсем не часто. Почему-то люди предпочитают обращаться в судебные органы, в ОБХСС, Видимо, это происходит по той причине, что не все еще знают о существовании и возможностях ведомственного контроля. А кому, как не нам, наводить порядок у себя «дома». Именно сегодня, шагая в ногу со временем, мы хотели бы чувствовать поддержку трудового коллектива комбината. Ведь не только ревизор должен, выполняя должностные инструкции, следить за порядком на производстве. Надо всем вместе встать на охрану социалистической собственности, трудиться с чистотой совестью, быть бдительным.
Н. СВЕТЛАНОВА.
"Уральский асбест" № 49 от 3 декабря 1986г.
|