Только отважных, надежных и трудолюбивых принимает шахта. Другие на 300-метровой глубине не задерживаются.
Это не понаслышке знает Виталий Горшков, горнорабочий очистного забоя.
Малышевский рудник - шесть горизонтов. Глубина самого нижнего - 120-го - примерно 360 метров. Ежедневно в забои спускаются более ста человек - горнорабочие, взрывники, геологи... Один из них -Виталий Горшков.
Виталий Николаевич - горнорабочий советской закалки. Скромен и трудолюбив, готов прийти в любую минуту на помощь товарищам. И речь - не о благородстве: от одного человека зависит безопасность остальных.
- В шахте одному не справиться. Руду не добудешь в одиночку, нужна команда. У нас люди притираются, знаем, кто и на что способен, поддерживаем друг друга. И дело спорится, - говорит горнорабочий.
А дело спорится у шахтера уже почти сорок лет. В 1980-м Виталий пришел на рудник -тогда, как говорит, ребята все стремились в шахтеры - и престижно, и зарплата высокая.
- После службы в армии вернулся. Даже не выбирал - сразу в шахтеры, - рассказывает Виталий Николаевич. - Страха работать под землей вообще не было, за плечами - три года армейской службы на подводной лодке.
Шахта - и тяжелый труд, и риск. Как и во многих профессиях, связанных с риском, у горняков есть свои приметы и суеверия. Но Виталий Николаевич в приметы не верит.
- Ничему не верю. Главное -соблюдать технику безопасности - и все нормально будет! - улыбаясь, подмечает профессионал. - В звене - три человека. Я - самый старший, ребята мои - молодцы! А шахта пополняется горнорабочими постоянно - молодежь заметно прибывает.
Шахта - живая. Виталий Николаевич тонко чувствует изменения, которые в ней происходят. А опыт подсказывает, каким будет новый рабочий день.
Руками таких горняков, как Виталий Горшков, и ведется разработка Малышевского изумрудно-бериллиевого месторождения - единственного в России и самого крупного в Европе. А буквально пару лет назад в подземном руднике возобновились работы на самом нижнем 120-м горизонте. Более трех десятков лет этот участок находился на грани затопления. Там полностью откачали воду,
провели вентиляцию, электричество, ведется геологоразведка. Этот горизонт даст руднику преимущество -строительство четвертого ствола шахты. С его помощью можно будет вести добычу кристаллосырья значительно глубже.
- Крупные самоцветы я не находил, - стоя буквально на изумрудах, говорит он. Скромничает. - Да и зачем их искать специально? Наше дело - план выполнить - выемка, погрузка и доставка горной массы на фабрику, возведение крепи, скреперование горной массы... Вот она, моя работа, которая длится почти сорок лет. Знаете, за это время у меня даже мысли не было, чтобы уволиться... Желаю своим коллегам успехов в труде, терпения и силы воли!
"Асбестовский рабочий"
|