"Не нравится? А ты возьмись и сделай лучше!"
Глава 1, Преодоление
До защиты дипломного проекта оставался год, когда Александр Королев встретился с Асбестом.
Именно встретился — хотя первое впечатление оказалось двойственным. Впрочем, он расскажет сам, к воспоминаниям спустя много лет побудил Алексей Чечулин — журналист, писатель и поэт, Почетный гражданин Асбеста.
Жизнь в «Европейских номерах» (Алексей Чечулин):
"11 марта 1932 года Александр Королев, полон горестных ожиданий (бывшие на практике на асбестовских сортировках студенты-однокашники ничего хорошего не рассказывали), пересел на станции Баженово из комфортабельного экспресса в маленький вагончик, и паровозик-кукушка, испустив пронзительный гудок, потащил игрушечный состав по узкоколейке в поселок, не обозначенный ни на какой карте.
Но уже первые часы, проведенные на новом месте, настроение изменили. Весь Асбест (городом он станет только через год), чудилось, насквозь пропитался ядреным сосновым запахом стройки. Росли вокруг деревянные дома, школы, детские ясли. Встречные люди выглядели свежо, бодро, молодо. Дворец культуры, возведенный на берегу озера, производил впечатление. А вот производство…
Встретившаяся на пути фабрика Ильинского участка по душе не пришлась. Оборудование примитивное, пыли много — в двух шагах человека не видать. Не о таком мечталось будущему обогатителю, да и в институте считали, что такие сортировки канули в прошлое.
Расстроенного студента принял главный технолог В.И. Володченко. Владимир Иванович только что вернулся из командировки в Канаду, которая считалась в то время владычицей мирового асбестового рынка. Потому сразу заинтересовался новичком и его дальнейшей судьбой.
— Нам дипломированные специалисты позарез нужны, дел невпроворот, — соблазнял Володченко. — Наступит день, и канадцы приедут за опытом на Урал, я твердо уверен в этом. Хочешь помочь?
— Я на фабрике был — это же прошлый век…
— Так, так, — поощрял главный технолог. — Круши нас, таких-сяких, заслуживаем…
Выслушав ершистого практиканта, Володченко сдвинул брови:
— Все верно. Пыль? И насчет прошлого века прав. Фабрика, которую ты видел, самая старая, дореволюционная. А вот по-большевистски ли только подмечать недостатки? Ты бы и взялся за нее. Как? Предлагаю тему дипломной работы, например: «Реконструкция первой асбестовой фабрики», а?
По свидетельствам старой инженерной гвардии, в те годы учиться в институте означало не только овладеть теорией. Специалисты выпускались, обладая практическими навыками — требовалось показать свою инженерную сметку на предприятии, да не на передовом, а отстающем, чтобы польза после тебя осталась.
… Дипломный проект «Реконструкция асбестообогатительной фабрики № 1» выпускник Свердловского горного института Александр Королев защитил блестяще. И тут же взялся за его воплощение, приняв назначение техническим руководителем фабрики.
В 1933 году в Асбест по распределению, окончив полный курс горного института, прибыли три новоиспеченных инженера — Александр Королев, Мария и Василий Шорниковы. На всем производстве специалистов с высшим образованием можно было по пальцам пересчитать, поэтому молодежь сразу поставили на ответственные должности производства. Да, собственно, все трое были уже хорошо знакомы с процессом, поскольку проходили на «Ураласбесте» практику — Мария Шорникова после первого курса, Александр Королев — преддипломную. Город строился у них на глазах, сносили казармы, которые ранее представляли основной жилой фонд Кудельки — почти половина населения (около 10 тысяч человек) проживали в таких допотопных, унизительных жилищах. Наверное, мы не погрешим против истины, если представим, что будущий руководитель комбината «Ураласбест», глядя на все эти «Европейские номера», решил, что построит вместо них город — многоэтажный, светлый, красивый, благоустроенный. И жизнь в нем будет обязательно счастливая.
Вы можете себе представить, что современный молодой человек, вчерашний студент, мечтает построить город? А ведь все начинается с мечты.
Но пока они молоды. Работают от зари до зари, и все равно остается время на прогулки по набережной вдоль Щучьего озера, вечера в новеньком, только-только отстроенном Дворце культуры (зрительный зал — 1200 мест!), походы в лес и на любимую рыбалку. Вот каким предстает Асбест в воспоминаниях Марии Шорниковой:
«Поселок большой, разбросанный, с тяготением к бортам карьеров. Он, кажется, весь состоит из этих каменных чаш. В центре Кудельки (статус города Асбесту присвоили в том же самом 1933 году) — красивое озеро Щучье с водной и лодочной станциями. Часть открытого берега окаймлена свежим деревянным тротуаром, вечерами он освещен, по нему гуляют (а если бежал на «вызов» милиционер, все расступались). Тротуар соединяет южный Ильинский участок с северным Октябрьским. Ильинский более обжитый район, там несколько улиц с двухквартирными домами (несколько сохранились до сих пор на улицах Дзержинского и Калинина — авт.), рынок, магазины, столовая, почта, клуб, стадион».
Молодые специалисты освоились быстро, в первые же дни приобретя массу знакомых и друзей. Александр познакомился с чудесной девушкой и посватался, не откладывая в долгий ящик… Интересная работа, любовь — Любовью звали избранницу — определили первые годы в Асбесте.
Ирина Атанасова, Виктор Топорков, "Ураласбест": эпоха Королева. Полвека вместе"
|