Представляем вниманию асбестовцев выдержки из книги известного краеведа Ю. Сухарева: "Трудовые лагеря и спецпосения на территории бассейна реки Рефт" В ней используются, кроме документов из русских архивов, большое количество иностранных публикаций, а так же воспоминания бывших военнопленных и местных старожилов.
Продолжение.
Единственной рудой, добывавшейся в этой части бассейна Рефта, была золотая руда (рядом, километрах в семи ниже поселок Золото-руда).Судя по известным 8 источникам «золотая лихорадка» здесь была в 80-х годах 19-го века (1885г.- отвод старателям «Золотой полоски»). Наиболее вероятно, что именно в это время и появились (сначала как временные) поселки Рудный и Золото-руда. Нам важно, что лагеря золотоискателей вполне могли стать базой для появления поселка. Рядом проходила т.н. «калмыцкая» дорога (из с. Покровское к с.Ирбитские Вершины), что тоже существенно.
В обозначенный период (вторая половина 19-го века), очередной поток польских ссыльных стал прибывать в Россию начиная с 1863 года, когда в Польше разразилось большое восстание. Что же касается Пермской губернии, то ссыльный контингент здесь не был постоянным. Одних отсюда освобождали, других - после каторги - сюда водворяли, так что, на протяжении 60-70-х годов Х1Х века на территории Пермской губернии перебывало в ссылке в общей сложности 1500 человек. Ссыльных поляков содержали преимущественно в Верхотурье, Чердыни, Соликамске и в поселениях, расположенных в северных уездах губернии. Могли ли они присутствовать в Екатеринбургском уезде?
Заступником ссыльных поляков являлся крупный уральский промышленник А.Ф.Поклевский-Козелл (1809-1890). Многие из них получали работу на его предприятиях. [150]. В 1878 году он взял в аренду на пять лет изумрудные копи большерефтинского месторождения.
Польское присутствие в долине реки Рефт в конце19-го – начале 20-го века очень заметно. Первым арендатором изумрудных копей (1862г.) стал варшавский помещик Кониаро (Кониар). Вторым – упомянутый А.Ф.Поклевский-Козелл (1878г). Несколько позднее (1915г) заявку на аренду подает инженер-технолог Бронислав Игнатьевич Полонский, на польские корни которого указывают имя-фамилия.
Из Книги памяти жертв политических репрессий в Свердловской области узнаем, что Оссовский Франц Францевич, поляк, родился в 1893 г. в Асбестовском районе на руднике «Полуденка». Конечно в 1893 г. Асбестовского района еще не было, но НКВД учитывал арестованных по существующему на то время административному делению. Ручей Полуденный впадает в речку Шамейку, левый приток Большого Рефта. Это вблизи нынешнего поселка Малышево. Нам интересен факт – в «зеленой», незаселенной зоне Рефта в последнее десятилетие 19-го века люди уже не только промышляли, но и жили семьями, рожали детей, видимо и умирали. Пришельцев из дальних мест хоронили на ближнем кладбище, которым, вероятно и было, до появления Кудельки, кладбище поселка Рудный. Ф.Ф.Осовский, претендующий, я думаю, на звание первого коренного жителя поселка Малышева, окончил жизнь трагически. Проживал в г. Свердловск, работал на центральном телеграфе мастером по ремонту телефонных аппаратов. Арестован 20 марта 1938 г., осужден 29 июля 1938 г. Расстрелян 29 октября 1938 г.
Асбестовые копи. Один из первых - Викентий Альфонсович Поклевский-Козелл. Вслед за ним – Павел Корево, бывший ссыльный польский дворянин, участник восстания 1863г. Среди собственников – лодзинский торговец Ян Як. Управляющие приисками – Чаплицкий, Лозинский. Количество поляков на приисках позволило сформировать в 1919 г «польский легион асбестовых копей», возглавлявшийся надпоручиком Сикорским и вошедший в состав колчаковских войск. В легион записались, в числе прочих, австрийские военнопленные польского происхождения.
Леса территории принадлежали государству – Каменскому, Режевскому, Екатеринбургскому казенным заводам. Почти весь руководящий аппарат лесного ведомства в Пермской губернии был составлен из поляков, в большинстве своем, конечно, не ссыльных .
Учет католиков вел Екатеринбургский костел Святой Анны. К нему относились территории пяти уездов, в том числе Екатеринбургского и Камышловского со всеми их заводами. По переписи 1913 года количество прихожан костела насчитывало 1000 человек, подавляющее большинство – поляки.
Польские ссыльные прибывали в Свердловскую область и в советское время. Высланные с территории Западной Украины поляки, многие из которых считали себя гражданами Польши, в 1940-41гг. и во время войны призывались (правильней сказать, насильственно мобилизовывались) на службу в Советскую Армию. После начала Великой Отечественной войны из них были сформированы строительные батальоны, направлявшиеся, как правило, в глубь страны. Формально батальоны подчинялись Красной Армии, фактически, как утверждают поляки, в трудовых лагерях заправлял НКВД. Представительство республики Польша из района Свердловска информировало свое посольство, находившееся в Куйбышеве, что в конце мая 1942 года "по неполным данным, в их районе находится 38 военных трудовых лагерей с 6000 человек" поляков.
Сам представитель польского посольства по районам Свердловской области, Мерник Владислав, между прочим, проживал на ст. Крутиха Режевского района и был репрессирован в период войны, в 1943г. Если предположить, что здесь была концентрация польских стройбатов (иначе, что делать дипломату в этой дыре), то от Крутихи, расположенной у истоков Малого Рефта, у торфяного болота Рефтинского, до Рудного не так и далеко. Километров пятьдесят. Стройбатовцев много умирало (например, в районе Н-Тагила смертность была до 15 %), много и сбегало.
По состоянию на 1 июня 1945 г. в лагере № 523, управление которого находилось в Артемовском, а лагпункты в приближенных к бассейну реки Рефт поселениях (Костоусово и Крутиха Режевского района, п.Алтынай), будто бы содержалось 811 поляков. Польский контингент якобы был и в числе заключенных Верхнепышминского лагеря военнопленных 531, одно из отделений которого находилось в Монетном.
В марте 1949 г. взрослых спецпоселенцев поляков насчитывалось в СССР 21003 человека. На 1 января 1953 г. в Свердловской области на спецпоселении проживали 13 поляков. Были среди ссыльных этой категории высланные в 1936 г., 1940-41гг. Тот же краевед из села Покровское, бывавший в Рудном в пятидесятых годах, ничего о проживавших здесь поляках не слышал. Значит, их возможное пребывание в поселке правильно отнести к временам более удаленным.
Здесь автор пытается определить вероятность появления граждан польской национальности в таежном поселке на берегу Рефта на изломе веков 19-го и 20-го и позднее. Выясняется, что это можно допустить. Есть и вероятность, как мы выяснили, что они были ссыльными.
Подводя черту под темой «царской ссылки» можно сказать, что в период сельскохозяйственного освоения южной части бассейна реки Рефт, она не как себя не проявила. В следующий период (мы его назвали «старательско-приисковый») ссыльные (бывшие ссыльные) заметны, но выступают не как рабочая сила, а как предприниматели, управленцы, организаторы производства (взять того же Корево). Были в среде работяг асбестовых приисков беглые и бывшие каторжники. Один из бараков Кудельки имел название «Арестантский». Чечулин указывает прозвище одного из авторитетных «каторжан» – Сахалинец.
Продолжение следует.
Ю. Сухарева: "Трудовые лагеря и спецпосения на территории бассейна реки Рефт" 2009г.
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест. Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию. Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru