Предлагаем вашему вниманию публикацию из многотиражной газеты "Уральский асбест", выпускаемой на комбинате "Ураласбест" в 1986-1991 годах. Изобилует идеологическими сентенциями, но роль и результат трудового наставничества отражены верно. И о зарплате - ни слова. Главное - интересы коллектива. Традиции продолжаются по сей день, при этом материальная составляющая только помогает делу.
Шефы - наши друзья
«Активное участие в организации трудовой подготовки и воспитания учащихся — важнейшая обязанность трудовых коллективов», Эти слова взяты мною из Основных направлений реформы общеобразовательной и профессионально - технической школы.
Именно через коллективы, где учащаяся молодежь вступает во взрослые социальные отношения и получает свое трудовое крещение, переводятся, на язык конкретной повседневной практики наши производственные и социальные планы, реализуются намеченные партией цели. Известный Закон о трудовых коллективах дает возможность более эффективно осуществлять коммунистическое воспитание учащихся. Если в трудовом коллективе создана надлежащая психологическая атмосфера, если полностью раскрываются предоставленные новичку широкие права и обязанности, выполняемые им добровольно, то это и есть, по сути, последний завершающий курс образования молодого человека, закрепление его социальной зрелости. Важен неформальный подход к вопросам воспитания базовым предприятием училища.
Всем группам машинистов электровозов в этом отношении повезло. Шефскую работу с нами осуществляет транспортный цех Центрального рудоуправления. Коллектив —-один из передовых на комбинате, с хорошими традициями. И работу со своими подшефными транспортники считают одной из основных своих обязанностей. Большой вклад в эту работу внесен секретарем парторганизации цеха А. В. Зениным. Главное то, что Александр Владимирович — человек дела. Помню, узнав о моем назначении мастером производственного обучения, он сразу же предложил мне составить совместный план работы, встречу с бригадой электровоза № 65. Это было как раз кстати, ведь опыта работы у меня не было. С этого и началась наша связь с транспортным цехом и конкретно с членами бригады, электровоза № 65, где старшим машинистом М. К. Буньков.
Закрепление за группами электровозных бригад производится со всей ответственностью. За группой мастера В. Ф. Медведевских и другими группами закреплены передовые коллективы. Есть с кого брать пример нашим ребятам.
Трудовое воспитание важнейшее в системе формирования коммунистического отношения к труду. Главное — это уважение к труду, готовность и способность добросовестно, сознательно. творчески выполнять любую полезную обществу работу, ставить интересы коллектива выше личных. Здесь тесная связь с идейно-политическим и нравственным воспитанием, Все это обязательно учитывается при составлении наших совместных планов работы. План предусматривает проведение бесед членами бригады, встречи с ветеранами войны и труда, передовиками производства. Проводим совместные комсомольские собрания.
Трудовое воспитание начинается еще в мастерских. Ребята должны понимать общественную значимость своего труда, конкретность приносимой пользы. Здесь опять же верными нашими союзниками были шефы. Они объясняли ребятам, что те навыки, которые они получают, будут необходимы в дальнейшей на производстве. После осознания полезности своего труда, формируется к нему интерес, любовь к профессии, появляется трудолюбие. Немаловажную роль здесь играют экскурсии на предприятие. Все это было ребятам крайне интересно. Долго они с гордостью вспоминали тот момент, когда побывали в кабине электровоза.
В начальный период обучения трудовые навыки формируются под контролем мастера. Но вот приходит время выхода группы на производственную практику в транспортный цех. Подростки попадают в новую среду. Их адаптация проходит по-разному. Появляются сложности, но все они преодолимы, если рядом находятся чуткие, внимательные старшие товарищи.
Производственную практику группы взяли под свой контроль шефы — члены бригады электровоза № 65. Появилась возможность для продолжения воспитательной работы прямо на рабочих местах.
Рабочие наставники — опытные, квалифицированные специалисты. Они были готовы передать ребятам все свои знания и навыки, стали чаще общаться с ними. Комсомольцы транспортного цеха так же подключали ребят к разнообразной общественной работе, что благоприятно сказалось на сознании учащихся. Они стали более ответственно относиться к своему делу — ведь любое доверие обязывает ко многому.
Сейчас группа № 28 машинистов электровоза взяла шефство над восьмиклассниками школы № 30.
Что же дала такая плодотворная связь со своими - шефами и подшефными? Результаты не замедлили сказаться — все группы машинистов электровозов сейчас являются передовыми по всем показателям. Практически изжиты опоздания на линейку, пропуски занятий. Нашему коллектив у присвоено звание группы имени XXVII партсъезда. Думаем оправдать это ко многому обязывающее звание своими успехами во всех делах.
Ю, КОСЕВ, мастер производственного обучения СПТУ 48,
"Уральский асбест" № 47 от 19 ноября 1986г.
|