Решили проверить краеведы, отправившись на весеннюю прогулку по старой железной дороге..
Весна. Как долго мы ее ждали, но вот пришла она к нам не просто так. Капризы природы, весенние сюрпризы, непредсказуемая уральская погода, как только не назовут выпавший снег синоптики.
Вот уже несколько лет именно в тот период, когда нам нужна хорошая погода, она портится. Но, несмотря на утренний заморозок, наша поисковая группа двинулась в глубь леса.
Двигаясь по старой железной дороге, которая шла на шестую фабрику, разговариваем и посматриваем по сторонам. А пейзажи - отличные.
В районе речки Выскриной по краям насыпи все деревья и кустарники аккуратно "подстрижены". Это работа бобров. Дом этих трудолюбивых лесных работников видно даже с насыпи. Он большого размера и высотой почти в человеческий рост. Бобры построили его почти посредине болота.
Присутствия людей в этом районе не видно, а вот животный мир представлен отлично. Здесь много птичьих следов, следы зайца, который от удовольствия, что пришла весна, носился вдоль и поперек. Вот и лиса пробежала вдоль трассы. Есть следы белки и колонка, а уж собачьих - в изобилии.
Наш путь по дамбе не занял много времени. Подойдя к нужному нам месту, мы определились с пересекающей квартальной, еще раз осмотрелись, запоминая ориентиры и спустились с насыпи вниз.
Дальше, двигаясь в лесном массиве по квартальной просеке, преодолели большое количество упавших деревьев. Но вот зайдя в глубь леса, с удивлением обнаружили, что просека более-менее в нормальном состоянии. Видимо, ближе к кромке леса ветровая нагрузка сильнее, от этого деревья и падают. А в середине леса им легче противостоять сильным порывам ветра.
Выходим на перекресток квартальных. Здесь установлен квартальный столбик. Внимательно осматриваемся. Нас интересует состояние просеки, которая идет с севера на юг.
Это не простая просека, это старинная дорога, по которой еще с дореволюционного периода возили древесный уголь. И дорога эта, сделав несколько изгибов, минуя лесной массив, через лесные поселки 92-го лесоучастка, затем Вороний брод, уходила в сторону Каменского завода. На старых картах она хорошо прорисована. Дорогой этой активно пользовались и в 50-е годы XX века, до тех пор, пока она не была пересыпана отвалами комбината "Ураласбест".
Сделав несколько фотографий, наша группа двинулась дальше в восточном направлении. Не успели пройти и полкилометра, как нам попался лось, но, услышав разговоры и наши шаги, ушел в сторону.
Лось не зря бродит именно в этом районе. Совсем рядом от квартальной, на заброшенном покосе, охотниками устроена подкормочная площадка и солонец. Лесные жители - от маленьких пичужек до лосей - это знают и посещают район регулярно.
Еще через полкилометра на снегу видим следы глухаря и вдоль них - неровные полосы. Охотники подобные картины на снегу, называют "глухарь чертит". Это признаки начала брачного периода у птиц.
Но тут наша собака с яростным лаем кинулась вперед. В низине, которая спускается к болоту, с земли с громким шумом поднялся глухарь. Еще несколько мгновений мы могли наблюдать за его стремительным полетом, пока он не скрылся за кронами высоких сосен.
Дойдя до кромки болота, мы остановились - вода выступила поверх льда. А лед оказался хрупким и не выдерживал вес человека. Мы не смогли пройти даже и десяти метров. О том, чтобы перейти на другую сторону, не могло быть и речи.
Мы вернулись на высокое место и, расположившись на валежине, устроили обед. Перекус затянулся на час. Спешить нам было некуда, дальнейшее продвижение перекрыло болото, и хотя намеченного результата не достигли, но не расстроились. За время, пока шли по лесу, увидели много интересного, подышали свежим воздухом.
Александр Копырин, член Российского географического общества
"Асбестовский рабочий"
|