Предлагаем вашему вниманию публикацию из многотиражной газеты "Уральский асбест", выпускаемой на комбинате "Ураласбест" в 1986-1991 годах. Каким должен быть руководитель среднего звена? Как заработать авторитет? Вопросы-то вечные, актуальны по сей день.
Главное - понять рабочего
По итогам социалистического соревнования среди предприятий комбината за третий квартал этого года в списке полупивших знание "Лучший мастер" числится и Юрий Михайлович Бирючев, работающий в третьем блоке ремонтно-механического завода. К встрече с ним я подготовил несколько вопросов.
— Руководить всегда непросто. Наряду с техническими знаниями здесь требуются и гуманитарные, такие как психология, этика... В связи с этим первый вопрос будет таким: какой из двух категорий работников вы отдаете предпочтение: безупречному исполнителю, не задающему лишних вопросов, или независимому, с пытливым характером, мучающему своими «для чего?», «как?» «почему?»,
— С первыми, конечно, легче и лучше работать. Но таких уже нет. Большинство сегодня идут под вторую категорию. Но здесь важно различать, что движет рабочим: желание помочь производству, внести какое-то дельное предложение, или стремление увильнуть от поручения, облегчить себе жизнь. Отделить одно от другого не сложно, помогает опыт знание своих работников. Но работать с «почемучками» всегда тяжелее.
— Производственная дисциплина. На чем она должна базироваться, на демократии или диктате?
— Должен присутствовать элемент деловитой требовательности с учетом личных качеств людей. Свобода должна существовать, но она должна быть направлена на пользу дела, на решение поставленных задач. Например: если, подходя к работнику, чувствуешь, что задание твое будет воспринято «в штыки», выбираешь твердый, жесткий тон: такая-то, такая-то работа. Выполняйте. К другому подходишь: вот есть задание. Нужно его выполнять. Если есть какие-то предложения, высказывайте.
— Ваше мнение: личный авторитет руководителя имеет какое-либо влияние на дисциплину отдельного рядового рабочего?
— Смотря какой авторитет. Можно руководить так, что тебя все будут бояться, Но такой подход будет создавать лишь внешний признак дисциплины. Я за другой авторитет. За то, чтобы в коллективе существовало взаимное уважение между работниками ИТР, служащими и рабочими. Деловые взаимоотношения, основанные на понимании предназначенности каждого и задач, которые они решают, — это почва для зарождения сильного коллектива. Но люди есть люди. они не могут не иметь негативных сторон. Мастер должен это учитывать.
— Среди молодежи в последнее время падает авторитет рабочих профессий. Как можно повлиять на этот негативный процесс непосредственно на производстве?
— На отношение начинающего рабочего к своей профессии в первую- очередь влияют взаимоотношения в коллективе, в бригаде, куда он попадает, степень внимания к нему. Нужно зародить и потом постоянно поддерживать у молодого рабочего интерес к своей профессии. А для этого необходимо создать благоприятные условия труда — оснастить рабочие .места добротным инструментом, повысить культуру производства. Кроме того; чтобы не падал интерес к самому процессу труда, нужно доверять ему последовательно более сложную работу, своевременно повышать квалификацию. Ведь не секрет, что из-за боязни некоторых руководителей много молодежи сегодня используется на бесперспективных рабочих местах,
На снимке: Ю М. БИРЮЧЕВ.
Интервью подготовил Ю ДРУЖИНИН,
"Уральский асбест" № 51 от 17 декабря 1986г.
|