(Продолжение)
Часть 2
Выше упоминалось о первом владельце территории - Невьянском Богоявленском монастыре. Кратко рассмотрим его историю.
Первый Сибирский архиепископ Киприан (Староруссенников) отправляясь в Тобольск, взял с собой монахов из Соловецкого, Хутынского и Волоколамского монастырей - для распространения христианства и определения в настоятели сибирских обителей. По распоряжению архиепископа и был основан Невьянский Богоявленский мужской монастырь. Строителями его были соловецкий старец Серапион и Верхотурского Николаевского монастыря иеромонах Христофор Большинство источников годом основания называет 1621, хотя протоиерей Лавринов указывает время существования монастыря - с 1625 г. В сборнике документов и материалов «Из истории Урала» годом основания Невьянской слободы называется 1619, а учреждения монастыря - 1622. Обитель находилась «на полночном берегу реки Нейвы, при распутье больших дорог: в Ирбит, в Верхотурье и в завод Алапаевский». Сейчас - это село Кировское Алапаевского района. Прежние названия - Невьянское-Экономическое, Монастырское. Церковь при монастыре была одна - Богоявленская. Старая часть монастырской вотчины состояла из крестьянских хозяйств Покровской слободы и деревни около монастыря. Из владений, полученных в 1657-58 годах в «диком месте на реке Пышме», включающих в себя и земли реки Рефт, монастырь успел земледельчески освоить только Сухоложье. Основными культурами в крестьянских хозяйствах Невьянского монастыря были были озимая рожь и овес. Кроме этого выращивали ячмень, в меньшем количестве - пшеницу. Были в монастырской вотчине и посевы яровой ржи. В 1677 году крестьяне монастырской заимки (на территории будущей Новопышминской слободы) собрали с десятины по 15 четвертей ржи, по 40 - овса, по 25 - ячменя. Это был очень хороший урожай, что привлекало на данную территорию иные структуры. На владельческих землях (т.е. и в Сухоложье) выращивали также горох и коноплю, из семян которой изготавливали масло. Обитель имела свои мельничные хозяйства, обслуживая и монастырских жителей, и сельскохозяйственную округу, что приносило денежный доход. Уже в 1680 году на речке Кунаре крутилось две монастырские мельницы. Важной отраслью монастырского хозяйства являлось скотоводство.
В Невьянском Богоявленском монастыре был пострижен в монашество и наречен именем Далмат Дмитрий Иванович Мокринский, основатель Далматовской обители, «Исетской пустыни в новой Сибири, под калмыцкой степью, находящеюся от Сибирских городов в четырех днищах». В 1644 г. он, с целью «удалиться от почести, ему предлагаемой» тайно ушел из Невьянского монастыря с иконою Успения Божьей Матери (впоследствии почитаемой, как чудотворная) и поселился в пещере на берегу Исети, став первопроходцем, строителем монастыря и христианским просветителем этого края.
Трудные времена для Невьянского монастыря настали в начале 18 века. Царь Петр1 не без основания видел в институте монашества противника своих преобразований. Некоторые монастыри, особенно на севере и в Сибири, превратились в центры раскола, откуда рассылались грамоты с обличением никонианской Церкви и светских властей. В ответ указом от 31.01.1701 всем монахом было запрещено что-либо писать «без повеления начального» и даже держать в кельях бумагу, перья и чернила. Выбивалась из-под монастырей и материальная база. Указ от 30.12.1701 г. предписывал «вотчинами им и никакими угодьями не владеть, не ради разорения монастырей, но лучшего ради исполнения монашеского обещания, потому что древние монахи сами себе <...> пищу промышляли и многих нищих от своих рук питали; нынешние же <.>сами чужие труды поядают, а начальные монахи во многие роскоши впали <. >».
Именно в этот период хозяйство Невьянского монастыря было сильно подорвано попытками светских властей закрыть обитель и потерей Покровского села с деревнями в результате его приписки к Невьянскому заводу А. Демидова. В 1703 такая же судьба постигла и Новопышминскую слободу, но поставило ли это точку на «монастырском» периоде сухоложской истории, не ясно. Во всяком случае, в переписи 1710 года тобольского дворянина Ивана Томилова, он сообщает, что ему велено «ехать ис Тобольска Тобольского уезду в дворцовые великого государя в Буткинскую, в Беляковскую, в Угецкую, в Куяровскую, в Калиновскую, в Юрмыцкую, в Пышминскую, в Верхопышминскую слободы и тех слобод в села и в деревни и в архиерейские и в монастыские слободы и в деревни и в татарские юрты и волости, которые татарские юрты и волости будут по дороге к вышеписанным слободам и селам и вотчинам и заимкам в близости», т.е. подтверждается наличие монастырских селений на данной территории. На этом же сайте представлена полная перепись Томилова Новопышминской слободы, на основе публикации Афанасьева А. А. «Сухоложье. Неизвестные страницы. Сухой Лог, 2004. С.151-215.» В ней допущена явная ошибка - в приведенной выше преамбуле указывается «архиерейские и митропольские слободы...». Архиерейские - это и значит: митрополичьи, архиепископские, епископские, в зависимости от того, в каком достоинстве находится епархиальный владыка. Поскольку архиерейский дом, как административно-церковная единица, в епархии один, то не может в ее пределах быть еще какая-то «митропольская» собственность.
В 1785 году Невьянский Богоявленский третьеклассный мужской монастырь был упразднен в связи с перемещением в с.Абалак (на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска), где по ходатайству епископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова) в 1783 году был устроен Абалакский в честь иконы Божьей Матери «Знамение» мужской монастырь
Очевидна и велика роль Невьянского Богоявленского монастыря как организатора заселения и хозяйственного освоения припышминских и прирефтинских земель, устройстве здесь первых молитвенных зданий. В 1710 году (на закате «монастырского» периода) на 339 дворов в Новопышминской слободе существовало два храма.
Продолжение следует.
Ю.Сухарев. История храмов и приходов поселений по реке Рефт. 2008г.
|