Потребовалась глобальная разведка месторождения хризотил-асбеста, а также замена тяжелого ручного труда.
Организованное в 1919 году правление округа асбестовых рудников ведало всей производственной жизнью послереволюционной Кудельки. Но административная структура оставалась несовершенной. Карьеры, сортировки, механические мастерские, силовые установки не были даже на положении современных цехов, а подчинялись непосредственно правлению округа. Хозяйство, составленное из всех бывших приисков, несмотря на свою маломощность, было довольно громоздким, раскиданным на большой площади. Заведующие и десятники участков не могли самостоятельно решать хозяйственные вопросы, лишь исполняя указания правления.
Для улучшения структуры управления и руководства промышленностью в ноябре 1921 года был создан государственный трест «Ураласбест». В состав его вошли рудники Баженовского, Невьянского и Режевского районов и асбокартонная фабрика на реке Пышме. Впоследствии в состав треста вошел и Алапаевский асбестовый рудник, который долгое время был концессионным предприятием.
Карьеры, сортировки и другие участки хозяйства стали самостоятельными цехами и предприятиями.
Старые хозяева рудников не производили перспективной разведки месторождений. При тех масштабах горных работ их вполне удовлетворяла оперативная разведка. Теперь же, когда все карьеры перешли в одни руки, к одному законному хозяину, появилась необходимость иметь полное представление о запасах всего месторождения в целом. При управлении треста «Ураласбест» в 1922 году был создан геологомаркшейдерский отдел, который и проводил геологическое изучение месторождений. Отделом руководил только что приехавший на рудники К. Е. Тарасов, ставший впоследствии видным геологом, большим знатоком Баженовского месторождения асбеста. С этого момента и началось систематическое изучение месторождения.
В 1923—1924 годах впервые была проведена геологическая съемка карьеров, определена структура залежей асбеста. Были открыты новые залежи: Управленская, Карловская и карьер Восьмой — восточный. В результате проведенных работ удалось составить карту асбестоносности центральной части района.
В 1925 году по договоренности с Ураласбестом Ленинградский геологический комитет под руководством старшего геолога П. М. Татаринова приступил к детальной геологической съемке всего района рудников. Эта большая и сложная работа была закончена в 1927 году. В 1928 году П. М. Татаринов опубликовал книгу «Материалы к познанию месторождений хризотил-асбеста в Баженовском районе», с приложением к ней геологической карты.
К этому времени было установлено, что в несметной кладовой Каменного пояса Баженовское месторождение волокнистого камня занимает особое место. Оно простирается с юга на север на десятки километров и по запасам и качеству ископаемого не имеет себе равных в мире. Итоги изучения позволили разработать перспективные планы развития Баженовского месторождения.
Первым крупным мероприятием на асбестовых рудниках после их национализации явилась достройка «новой» сортировки на Вознесенском руднике.
Это асбестообогатительное предприятие вступило в строй в 1924 году под названием «Ильинская новая сортировка». Позднее ей присвоен № 1. Название «Ильинская» возникло в связи с тем, что в этом году вся основная территория асбестовых рудников и поселков была условно разделена на две части: южная часть, в которую вошли бывшие Вознесенский и Коревинский прииски, стала называться Ильинским участком (в честь уехавшего с рудников А. Д. Ильина), а северная часть — бывший Поклевский прииск — Октябрьским участком. Названия эти укоренились надолго и еще в настоящее время бытуют среди старожилов.
В монтаж первого советского предприятия большой труд и незаурядный талант умельца вложил Иван Николаевич Головин. Правительство высоко оценило заслуги механика-самоучки. В июне 1925 года И. Н. Головин, отдавший асбестовой промышленности более сорока лет жизни, был награжден орденом Трудового Красного Знамени, стал первым орденоносцем асбестовых рудников.
Иван Николаевич положил начало большой и славной трудовой династии Головиных. В асбестовой промышленности работали его сыновья Константин, Александр и Георгий.
Десять внуков и правнуков Ивана Николаевича и сейчас трудятся на предприятиях Асбеста.
Новая сортировка была довольно крупным по тому времени предприятием. Доставка руды на фабрику производилась в полуторатонных вагонетках паровозами 600-миллиметровой колеи. Дробильного отделения не было, поэтому руда привозилась мелкая, вручную измельченная в карьере. Новая сортировка имела ленточные конвейеры, хотя во многих случаях концентраты из операции в операцию и асбест из обогатительного отделения в помещение упаковки перевозились рабочими в вагонетках.
Следующим, не менее значительным мероприятием стала постройка около некоторых карьеров небольших дробильных установок, подготавливающих руду для сортировок. Наиболее крупная из них «Дробилка Геклон» была построена на восточном борту седьмого карьера Октябрьского участка. Здесь производилось не только дробление, но и отборка наиболее богатой по содержанию асбеста руды на рудоразборных лентах.
В результате выработка асбеста начала неуклонно увеличиваться. Благодаря этому Советская Россия получила возможность начиная с 1921 года наладить экспорт асбеста.
Но техника ведения горных работ оставалась неизменной. Восстановление карьеров, по существу, заключалось только в откачке воды из затопленных нижних горизонтов горных выработок. К 1924 году эти работы были выполнены, и все карьеры вступили в строй. В этом же году началась разработка новой асбестовой залежи — одиннадцатого карьера.
В 1925 году на восточном борту седьмого карьера было закончено строительство здания компрессорной станции и установлены два компрессора производительностью 36 и 42 кубометра в минуту. Это дало возможность на некоторых карьерах начать применение перфораторного бурения скважин. С этого времени пошло на убыль, а в скором времени и совсем прекратилось трудоемкое и малопроизводительное ручное бурение.
В 1927 году вступила в эксплуатацию железная дорога узкой 600-миллиметровой колеи, соединяющая асбестовые рудники со станцией Баженово. По железной дороге была организована и перевозка пассажиров, сначала в автодрезине, а потом и в поезде, состоящем из локомотива и шести миниатюрных вагонов. Несмотря на примитивность этой железной дороги, перевозки стали значительно проще и дешевле: стоимость перевозки тонны асбеста снизилась в 15 раз.
Восстановление рудников и расширение производства потребовали создания более мощной энергетической базы. В 1927 году на Егоршинском угольном месторождении «Ураласбестом» была построена электростанция.
С увеличением количества и мощности предприятий появилась необходимость усилить ремонтную базу. Механические мастерские Ильинского участка в 1925— 1927 годах были капитально отремонтированы и расширены. С января 1937 года они выделились в самостоятельное предприятие — Асборемонтный завод. Ему и суждено было долгое время выполнять основные работы по ремонту горного и обогатительного оборудования асбестовых рудников.
В конце 1927 года появился первый экскаватор. Он был немецкой фирмы «Менк Гамброк», модель IV, с емкостью ковша один кубометр, работал на переменном токе при напряжении 220 вольт.
Экскаватор начал свою работу на северо-восточном борту карьера 7/4 нынешнего Центрального рудоуправления. Сначала он убирал старые отвалы, затем был переведен на вскрышные работы, но со временем начал работать и на скальных грунтах. Первыми машинистами на нем были Григорий Копырин и Сергей Алексеев, их учениками — Леонид Лизунов и Владимир Махнев.
Производительность экскаватора была крайне низкой — 90 тонн в смену. Объяснялось это тем, что горная порода и руда погружались экскаватором в полуторатонные вагонетки, которые откатывались от экскаватора вручную или, в лучшем случае, лошадью. При открывании днища ковша над такой вагонеткой половина породы не попадала в нее. Для очистки путей на экскаваторе, кроме машиниста и помощника, держали рабочего нижней бригады — ковшевого.
Снижали производительность экскаваторов недостаточное количество взорванной горной массы и слабая квалификация машинистов. Один из первых экскаваторщиков, К. Ф. Лизунов рассказывает, например, что на протяжении нескольких лет машинисты, спуская ковш, не выключали пневматического тормоза. Спуск ковша происходил медленно, с большим стуком. И все-таки, несмотря на то, что экскаваторы использовались недостаточно и осваивались с большими трудностями, их появление явилось началом замены тяжелого и изнурительного труда рабочих-горняков новой техникой.
П. Никитин, Н. Рубцов,
"Город горного льна"
В 1927 году по программе индустриализации страны на асбестовых рудниках появился первый электрический экскаватор германской фирмы "Менк Гамброк" модель IV с емкостью ковша в 1 кубометр.Он работал на переменном токе 220 В. |