Предлагаем вашему вниманию публикацию из многотиражной газеты "Уральский асбест", выпускаемой на комбинате "Ураласбест" в 1986-1991 годах. То, что сейчас называется "Разговоры о важном", в то время вели рабочие педагоги - у каждого класса в школе были свои шефы. Если у всей школы - подразделение комбината, у класса - бригада или смена. Ребята иъ по именам знали, и так - до окончания школы. И сколько выпускников выбирали профессию, о которой знали благодаря именно шефам.
Педагог—это призвание
— В прошлый раз я обещал вам рассказать о том, как мы принимали на комбинате гостей из Чехословакии, — сказал Николай Иванович и шум в классе постепенно стал затихать.
О дружбе третьего «а» класса школы № 4 и Николая Ивановича Анашенко, слесаре инструментальщике вагоноремонтною депо Южного рудоуправления, сначала рассказала мне учительница третьеклассников, Елена Викторовна Самотай. А с Николаем Ивановичем я встретилась в школе, на классном часе, когда он рассказывал ребятам о встречах с чехословацкими друзьями, которые гостили в нашем городе накануне праздника. И по тому, как внимательно слушали его малыши, как заинтересовал их рассказ старшего товарища, становилось понятно: в классе Николая Ивановича любят и ждут с нетерпением. А сколько задают вопросов!
— А на каком языке вы разговаривали с делегацией?
— А почему их интересовала наша техника? У них хуже?
— А что закупают у нас Чехословакия?
И Николай Иванович терпеливо объяснял, что русский язык гости знают неплохо, что вагоны чешского производства очень надежны в эксплуатации, промышленность в Чехословакии развита высоко и закупают у нас в основном сырье. А в конце беседы подвел итог: чтобы быть достойным представить свою Родину перед зарубежными гостями, это право нужно заслужить — хорошей учебой, добросовестным трудом.
Более двадцати лет Николай Иванович проработал мастером в профессионально-техническом училище, и когда пришел на производство, ему сразу предложили заняться шефской работой.
— Ну, а я не отказался, — говорит Николай Иванович. —- Дело это очень важное. Себе смену растим.
С третьим «а» познакомился Анашенко еще когда ребята учились в первом классе. Ходили вместе в кино, на прогулки, экскурсии, выпускали газеты. Теперь ребята подросли, и заботы общие стали серьезнее. Приняли совместные социалистические обязательства, обязательно подводят итоги. Николай Иванович всегда в курсе ребячьих дел, а в классе знают о передовиках производства, о выполнении трудовых планов, о ветеранах войны, работающих в рудоуправлении. И еще есть у них очень интересное дело: цикл бесед «Воспитай себя». Узнают и задумываются третьеклассники над понятиями «самообразование» , «ответственность в учебе, труде».
В прошлом году Николая Ивановича избрали секретарем цеховой партийной организации. И все равно он находил время для ребят, интересовался их делами, учебой, приглашал на экскурсии. А на отчетно-выборном собрании в этом году попросил, чтобы снова ему поручили шефство в школе.
Воспитание — дело непростое. И как важно, чтобы с малого возраста ребята приучались к труду, чувствовали ответственность за порученное дело, знакомились с работой взрослых. Без рабочих педагогов здесь не обойтись. Таких, как Николай Иванович Анашенко.
И. АРСЕНЬЕВА.
"Уральский асбест" № 47 от 19 ноября 1986г.
|