Предлагаем вниманию асбестовцев книгу земляка об истории становления завода АТИ в военные годы.
Глава 8. Первый директор
Петр Никитич Елисеев родился в 1906 году в Егорьевском районе в крестьянской семье. Тянуло к знаниям, и он закончил текстильный техникум. «Грамотей» - так говорили о нем в деревне. Естественно, с дипломом техника в деревне в то время делать было нечего. И парень подался хоть и в небольшой, но всё же город Егорьевск. Там работали кое-какие предприятия, когда-то купеческие «мануфактуры», в том числе и завод «Тормозная лента». Сюда и поступил молодой специалист. Работал сначала учётчиком, потом начальником технического отдела. Ко времени эвакуации завода в 1941 году он был уже директором.
По воспоминаниям дочери Елисеева Нины Петровны Моча-ловой, отец очень гордился, что создал маскировку на заводе, когда началась война. Для этого вокруг зданий (а завод занимал всего-то два здания) извилистой линией натянули камуфляжную ткань. А крыши закрыли тонкой тканью, покрашенной серебрянкой, - была имитация озера, воды. Самолёты немцев, летавшие низко, обнаружить завод так и не смогли.
Осенью 1941 года на завод пришел приказ следующего содержания:
«Директору Егорьевского завода Елисееву П.Н.
Предлагаю вам выехать в г.Асбест не позднее 20 ноября с.г для организации производства.
К указанному сроку закончить отгрузку всего основного производственного и энергетического оборудования.
Для окончания отгрузки оставшегося сырья и материалов назначить ответственного уполномоченного.
Заместитель Наркома резиновой промышленности Макеев».
Этот приказ был выполнен пунктуально. 19 ноября 1941 года первый эшелон с людьми и оборудованием завода прибыл в Асбест. Елисееву к тому времени исполнилось только 35 лет. Это был среднего роста коренастый молодой человек с открытым лицом. С ним прибыла и семья - жена, дочь и сын. За плечами Петра Никитича уже имелся опыт руководящей работы, как сказано выше, он возглавил Егорьевский завод в 1938 году. Но одно дело руководить уже налаженным производством, и совсем другое - начинать почти с пустого места.
Но Елисеев от природы был человеком активным, пробивным, с крестьянским упорством доводившим до конца любое дело. А тут ещё и обстоятельства подгоняли: все асбестовые заводы эвакуированы, оборонке срочно требовалась продукция нашего завода. И в том, что выпуск её был налажен уже к концу 1941 года, есть немалая заслуга первого директора.
Спрос на заводские изделия рос день ото дня, задания все увеличивались, требовалось как можно быстрее расширять производство. И это было сделано. К основному корпусу пристроили крутильный и ткацкий участки, построили котельную и даже создали подсобное хозяйство для нужд трудящихся завода. И они отвечали на заботу добросовестным трудом. Были созданы комсомольско-молодёжные фронтовые бригады, которые вели за собой весь коллектив. В одном из многих приказов по заводу по итогам соцсоревнования, а они подводились ежемесячно, говорилось о премировании членов лучших бригад.
Характерно, что среди многочисленных приказов, грамот и благодарностей, поступавших на имя директора от наркоматов танковой, нефтяной и резиновой промышленности, есть и благодарность от горздравотдела Асбеста за «хорошее медобслу-живание и снижение заболеваемости работников предприятия».
В 1943 году за трудовые достижения заводу было вручено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. И, когда завод удерживал его еще семнадцать месяцев подряд, оно было оставлено коллективу на вечное хранение. Теперь это священная заводская реликвия, без которой не обходится ни одно торжественное мероприятие. А директор П.Н.Елисеев был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
ЕЛИСЕЕВ Петр Никитич, директор завода (1942-1946 гг.)
В 1946 году он был переведен обратно в Егорьевск, где снова руководил заводом, а потом был избран секретарем городского комитета партии.Петр Никитич обладал не только хорошими организаторскими способностями, но и таким качеством, как человеческое обаяние, простота в общении. «С нами, мальчишками по сути, -вспоминает ветеран завода А.И. Осинцев, - он разговаривал, как с взрослыми, всегда доброжелательно. Когда я потерял хлебные карточки на три дня, а в семье кроме меня, старшего и кормильца, было еще пятеро ребятишек, это же была трагедия. Пошел к директору, рассказал о своей беде. Он тут же вызвал начальника ОРСа завода и велел выдать разовые талоны на хлеб». И этот случай не был исключением из правил. Недаром Петр Никитич пользовался большим авторитетом не только в коллективе завода, но и в городе.
Заслуга Петра Никитича Елисеева в становлении нашего завода несомненна и светлую память о нем мы должны хранить всегда.
Продолжение следует.
А.В. Пономарев. "Гвардейцы тыла" (История завода УралАТИ 1941-1945 гг.) 2005 г.
|