Предлагаем вниманию асбестовцев книгу земляка об истории становления завода УралАТИ в военные годы.
Глава 2. Приказ - на Восток (ленинградцы)
Официальной датой рождения нашего завода было и остается 10 октября 1942 года, когда вышел приказ № 97 Народного Комиссариата резиновой промышленности СССР об образовании Уральского завода АТИ. Но в это время завод уже крепко стоял на ногах, работали все его цеха и переделы, бесперебойно шли на станцию Баженово вагоны с нашей продукцией. И все это стало возможным отнюдь не по мановению волшебной палочки. А были на самом деле один год и два месяца напряженнейшего труда, можно по праву сказать, героического труда, бесконечно длинных дней и бесконечных ночей, в жару и в холод, и на скудном рабочем пайке. Что такое 800 граммов ржаного хлеба да чашка пустых щей для здорового молодого человека, работающего по 12 часов? Трудно представить нам, нынешним, но так было. А нам остается только склонить головы перед этими людьми, которые возвели завод.
Первым получил приказ об эвакуации Ленинградский асбестовый завод. Оно и немудрено - уже вовсю шли бомбежки, враг рвался к городу. Срочно были организованы бригада по демонтажу оборудования и его погрузка в вагоны и на платформы. В бригаде были специалисты завода, которым предстояло вместе со снятыми машинами ехать на Урал. А не снятые пока станки продолжали работать до последнего.
Зина Капустина, молодая инструментальщица, была в доме отдыха вместе с подругами по заводу. Как только объявили, что началась война, сразу все вернулись на завод. «С этого дня почти все рабочие находились на заводе в своих цехах, - вспоминала она. - Уйти можно было только с разрешения. В нерабочее время рыли траншеи, дежурили».
25 июля эшелон с людьми и оборудованием был скомплектован и двинулся в неблизкий путь. А многие даже и не знали, куда их повезли. Ехали почти полмесяца. Долго стояли на станциях, пережидая и пропуская эшелоны с техникой и солдатами, идущие на запад, и эшелоны с ранеными, которые уже шли с запада.
В дороге держались дружно, но все же кучковались, по профессиям, цехам. Уже тогда определились свои лидеры. Набив-щицы держались за Галей Голиковой, она была постарше и уже работала мастером. Александру Васильевну Голикову все на заводе знали как Галю, Галину Васильевну. Сама она объяснила это тем, что воспитывалась в детдоме, там ее и назвали Галей. А по документам - Александра. Пусть читателя не смущают эти разногласия, Голикова на заводе была одна. Девчата из подготовительного тянулись за Дусей Петровой, бойкой, пробивной девчонкой. Волочильщицы окружали Паню Старкову, а ткачихи - Кристину Тарасенко и Машу Фурманову.
Были в дороге и курьезные случаи. Когда стояли на очередной станции, солдаты вдруг подхватили Машу Бабушкину (Молчанову) под руки и потащили к одному из вагонов. Наши, конечно, всполошились. А оказалось, что один из раненых из окна вагона признал в Маше сестру и попросил ребят привести ее. Хорошо, что он обознался и все утряслось.
Как бы то ни было, а 9 августа 1941 года поезд прибыл на станцию Асбест. На душе у всех, конечно же, было тревожно, что-то их здесь ждет?
Вот как вспоминала этот день А.В. Голикова, ставшая потом начальником набивочного цеха: «9 августа 1941 года мы, ленинградцы, вместе с эвакуированным оборудованием прибыли в Асбест. На вокзале нас встретил на подводе первый секретарь горкома ВКП(б) А.В. Коптелов. После короткой, простой и откровенной беседы с ним наше настроение поднялось. Погрузив на подводу свои чемоданы, мы пешком отправились в город».
Продолжение следует.
А.В. Пономарев. "Гвардейцы тыла" (История завода УралАТИ 1941-1945 гг.) 2005 г.
|