Предлагаем вниманию асбестовцев книгу земляка об истории становления завода УралАТИ в военные годы.
Глава 1. Страна зовет
На «Уралмаше», заводе заводов, у проходной на гранитном постаменте стоит боевой танк, это знаменитый Т-34, признанный всем миром лучшим танком времен войны 1941-1945 годов. Это последняя машина, выпущенная заводом по заказу фронта. И стоит он как памятник нашим победам, памятник самоотверженному труду тружеников тыла, тысяч и миллионов простых людей, женщин и подростков, вставших к станкам вместо ушедших на фронт отцов, мужей и братьев. И в этом танке, и в сотнях тысяч других, можно с полной уверенностью сказать, есть доля тружеников и нашего Уральского завода АТИ и это не в фигуральном, а в буквальном смысле. Ведь без фрикционных колец ни один танк не сможет не только маневрировать, но даже и просто двинуться с места. А эти фрикционные кольца, как и другие важнейшие изделия, выпускались только нашим заводом, который обеспечивал ими оборонную промышленность в течение всей войны. Кроме нашего завода работал еще Ярославский, да и то не полностью.
В первые дни войны (в июне 1941 года) решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б), Совета Народных Комиссаров СССР был организован Государственный Комитет обороны, председателем которого стал Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин.
ГКО стал высшим государственным органом СССР и сосредоточил всю полноту власти в военные годы. Под его руководством осуществлялась срочная эвакуация предприятий на восток, распределение людских ресурсов, перевод промышленности на военные рельсы. Все народное хозяйство, все ведомства и учреждения жили по законам военного времени, беспрекословно подчиняясь решениям и приказам ГКО. «Все для фронта, все для победы!» - это стало не только лозунгом, но и смыслом жизни наших людей.
По решению ГКО было намечено и решено эвакуировать из западных и центральных районов около 1300 предприятий на восток. На Урал было направлено 667 предприятий, из них 200 - в Свердловскую область. И в наш небольшой таежный Асбест тоже прибыли люди и оборудование с запада, Ленинградского асбестового завода, Егорьевского завода «Тормозная лента», Ярославского асбестового завода (частично), Ленинградской слюдяной фабрики, Харьковского аккумуляторного завода (у нас № 1) и Харьковского калориферного завода (№ 575).
Все производства к 1942 году уже полностью были запущены и давали свою продукцию фронту. Кроме того, местный ремонтно-механический завод изготавливал 45-миллиметровые снаряды, ручные гранаты РГД и детали к ракетным системам «Катюша». Даже, казалось бы, сугубо мирные лесохозяйства преобразовались в «Военлеспромхоз», «Лесвоенморфлот» и производили березовые болванки для прикладов, фанеру для самолетостроения и другие материалы. Горпромкомбинат делал лыжи, повозки, сани и катал валенки. Швейные мастерские шили обмундирование, были организованы стирка и ремонт солдатского белья. Город принимал на лечение раненых. Октябрьская асбофабрика выработала и отгрузила потребителям свыше миллиона мешков асбеста текстильных сортов. А наш завод производил тормозную ленту и диски сцепления для танков.
Таким образом, и город Асбест принимал участие в подготовке Победы, вносил свой посильный вклад в ее ускорение. И хочется думать и верить, что, не умаляя роли других предприятий, вклад нашего завода, из всех эвакуированных в город, в оборонную промышленность того времени был самым высоким.
... Под уралмашевским танком на постаменте золотом горят слова:
«Снарядами, танками, тоннами стали Уральцы священную клятву держали».
Так и хочется добавить к этому: и асбестовыми техническими изделиями - тоже!
Продолжение следует.
А.В. Пономарев. "Гвардейцы тыла" (История завода УралАТИ 1941-1945 гг.) 2005 г.
|