Предлагаем вниманию асбестовцев книгу земляка об истории становления завода АТИ в военные годы.
Глава 25. "Этот праздник со слезами на глазах..."
И этот великий день, которого ждали долгих четыре с лишним года и ради которого делали все возможное и не возможное, наступил! Смешалось все - ликование, радость, слезы. Слезы счастья от сознания нашей Победы и слезы горя по безвременно погибшим близким. И все же радости ликования было побольше. Ведь не зря вытерпели все лишения и невзгоды военных лет, не напрасно отдавали все свои силы, порой и здоровье, чтобы этот день настал. И вот теперь можно было сбросить то невероятное напряжение, в котором жили в последние годы. Можно было дать волю своим чувствам, своей молодости, большинство ведь были 19-20 летними. День Победы стал для них и великим праздником и новым этапом их жизни. Многие в этот день еще и не полностью осознавали, что произошло, многим не верилось, но во всенародном торжестве участвовали все.
Каким он был, этот первый день Победы, вспоминают заводские ветераны.
Александра Яковлевна Аполлонова: «Мы работали на втором участке в ночную смену. Вдруг прибегает в цех мастер Коля Пермяков, машет руками - останавливайте, мол, станки. Остановили, собрались вместе. Тут он и объявил: «Девчата, война закончилась!» Что тут началось, какое ликование не описать. Было только пять часов утра, но всех отпустили домой ... »
Мария Сергеевна Пономарева (Бирко): «Мы на первом участке вышли в ночную смену. Утром рано мастер остановил работу, нам объявили о Победе. Крики, шум, объятия, смех и слезы. Всех отпустили домой. Но разве усидишь дома в такой день! Переоделись и снова на завод, куда же еще больше? А там митинг собрался, директора качали. Гоша Яних, наш активист - комсомолец, взобрался на самую высокую крышу завода (это где была сцена дворца) и укрепил там флаг. Это было наше знамя Победы!»
Татьяна Ивановна Коковина (третий участок): «Работали в ночную смену, все как обычно. Вдруг приходит дежурная по заводу ленинградка Катя (фамилию запамятовала) и объявляет нам о Победе. Конечно, все бросились обниматься, целоваться, крик, шум. Тут же отпустили всех по домам. А днем уже на митинге лектор горкома партии С.В.Ковалевская зачитала нам официальное сообщение об окончании войны. Конечно, этот день оставил неизгладимое впечатление».
Нина Матвеевна Якименко (первый участок): «Этот день, конечно, запомнился всеобщей радостью, ликованием, гордостью за свою страну. Помню, что особенно бурно выражала свои чувства ленинградка Оля Киселева. И ее можно было понять, им, приезжим, война досталась тяжелее, чем нам, местным, ведь и жить сначала было негде. Придешь бывало на смену, а они в цехе спали ... »
Михаил Александрович Козлов (РМЦ): «Тот день 9 мая 1945 года, как сейчас, стоит перед глазами. Накануне, 8 мая, у меня был выходной. День теплый стоял, в рубашках уже ходили. Мы с другом Федей Станкевичем, он тоже работал на заводе электриком, и моей подружкой (будущей женой) сходили в кино в клуб Горького, что в старом парке был. А под вечер проводили подругу, она жила на Изумруде, а сами отправились на охоту. Ночью уже слышали из города, что радио громко кричит, а оно было на почте около старого стадиона. Мы удивились, но не поняли, о чем речь.
Так и бродили ночь вдоль Рефта, а «добыча» наша составила всего-то девять утиных яиц. Но и они были кстати - в этот день как раз была Пасха. Уже утром идем домой по поселку, а бабушки оживленные такие спрашивают: «Ребята, вы когда на охоту-то ушли? - Вчера, говорим. - Так вы не знаете, война ведь кончилась!»
Еще мне то утро запомнилось тем, что пасмурно было, снежок пролетал. И в тот день завод не работал, все праздновали Победу».
Евгений Васильевич Иванов (фронтовик): «День Победы встретил в подмосковном Нарофоминске, где служил в запасном офицерском полку после тяжелого ранения и лечения. Первым делом сбегал на почту, дал телеграмму матери, поздравил. Потом на площади митинг был, стрельба, шапки кидали вверх, правда, мне еще довелось попасть на войну с Японией, но радость от Победы от этого не стала меньше ... »
Вера Ивановна Барабанова (Архипова): «Ну как же не запомнить такой день? Я была дома на выходном. Сижу на кровати, вдруг приходят с завода мама (А.А.Архипова) с сестрой Тамарой (Гундорина). Я так удивилась, почему не работают, а они обе ко мне - война ведь кончилась, победа! И все в слезы, конечно. И рады без конца, блокаду пережили, живы остались, теперь, мол, заживем! А вечером в заводском клубе в 18 часов был праздник с музыкой и танцами - все вышло как в кино, помните, был такой фильм «В шесть часов вечера после войны»? Так и стоит все перед глазами».
Мария Михайловна Бабушкина (Молчанова): «Я за мастера в набивочном цехе работала. Смена была в ночь. Журнал заполнила, выхожу из цеха, а навстречу со второго этажа, там контора была, Надя Ухарова спускается, радостная такая. Так и узнали о Победе. Пока шумели, радовались, утренняя смена пришла. И всех домой отпустили, дали всем отдохнуть, отпраздновать ... »
Аида Ивановна Ухарова (сестра Н.Ухаровой): «Работала электриком в ночной смене. Из нашего полуподвала, где был электроцех, слышу какое-то волнение, шум. Чувствую - что-то произошло. Вышла наверх, а ведь и вправду произошло - Победа! Сколько мы ее все ждали, сколько на нее работали всей семьей, ведь на заводе трудились и мама, и папа, и мы с сестрой. Это был праздник для всех и для каждого».
Нина Павловна Кочнева (Кунгурова): «К семи часам утра приходим на работу на второй участок. А внизу нас встречает начальник участка Рикс Николаевич Попков. Он поздравил нас с Победой и назначил дежурными по участку, раз мы пришли первыми. И вот мы - я, Маша Лихачева, Зина Банет и еще две девушки, не запомнила кто, сидим на втором этаже у окошка и смотрим. А народ на улице, как на демонстрации идет в сторону дома «Ударника». Гармошки играют, песни поют, пляшут, весело было. А нам вот досталось в этот великий день дежурить. Но мы были привычными, и не таким приходилось жертвовать ... »
Валентина Павловна Турина: «Узнали о Победе по дороге на работу. Бежали на завод, как безумные, все измарались, погода сырая была. День объявили нерабочим, митинг собрался, приехал главный инженер Розин С.Е. Он и так был хороший оратор, а уж здесь так выступил, что невольно слеза проступала».
Зинаида Григорьевна Филеева (Копырина): «Как о Победе узнали, не помню, знаю, что утром рано бежали на работу на свой третий участок. Дождик был, грязно, но нас ничто не могло удержать. Прибежали в цех, как черти грязные. Что тут скажешь, ведь дети еще по существу были, и Победе радовались, искренне. Но работали уже вполне серьезно, по-взрослому ... ».
Мария Васильевна Левина: «Работали в ткацком цехе на первом участке в ночь. Смотрим, со второго этажа, где заводоуправление было, бежит начальство. Наш мастер Илья Матвеев распорядился остановить станки. Тут нам и объявили, что война закончилась. Отпустили всех домой, бежим по дождику, а дома отец, вернувшийся с фронта по ранению, все не верил, что войне конец ... »
Серафима Николаевна Сопова (Пшеницина): «Шли на работу вместе с Шурой Белых. Уже по дороге узнали о Победе, быстрей побежали на завод. А там посреди цеха поставлен был стол с красной скатертью, митинг собрался. Какое было торжество, какая радость, и сейчас без слез вспоминать не могу ...»
Анатолий Иванович Осинцев: «Помню, что работу на заводе отменили в тот день. А на первом участке днем был митинг. Выступали представители горкома партии, наша дирекция - П.Н. Елисеев, С.Е. Розин, B.C. Маньковский - секретарь партийной организации. Для всех, конечно, этот день стал самым радостным за все последние годы ... »
Григорий Иванович Коковин: «Я в то утро пришел с завода, ночью вызывали на срочный ремонт. Включил старенький приемник, который выменял когда-то на фотоаппарат «Фотокор». И тут узнал, что подписана капитуляция Германии. Конечно, эта новость взволновала меня и обрадовала, ведь у меня отец в то время воевал как раз под Берлином. Побежал на улицу, - в городе в тот день везде были гулянья, торжества».
И мне, как автору, тоже захотелось поделиться впечатлениями о том дне, хотя был в то время еще мальчишкой-первоклассником:
Я этот день отлично помню, Бежал я в школу, в первый класс, Кругом - весенний птичий гомон, И зелень радовала глаз.
И вдруг навстречу мне ватага Из одноклассников моих, Свистит, кричит, рубахи флагом, Несутся, головы сломив.
А лица красные от бега, И то ли слезы, то ли смех, - Ура, не учимся! Победа! И полетели сумки вверх.
И я, поддавшись их азарту, Ору и мчусь, что силы есть Уже не в школу, а обратно, Домой несу благую весть.
А дома мать с соседкой Дарьей Поверить все не могут мне, -Неужто кончились страданья, Что вот он, вот конец войне!
Налили бражки по стакану, Мать - за пропавшего отца, А Дарья за сынка, Степана, Он тоже без вести пропал.
Налили, выпить не успели, В стаканы капнула слеза ... А из угла на них глядели Святых угодников глаза.
Хоть буйно так цвели деревья, Неярким вышел тот салют, Когда ликуют полдеревни, А полдеревни - слезы льют.
Вот таким запомнился этот великий день 9 мая 1945 года нашим ветеранам, участникам тех событий. Встретили они его, может быть, и по-разному, но все с великой радостью и с великой гордостью, - ведь и они вместе со всем народом этот день «приближали, как могли»
Продолжение следует.
А.В. Пономарев. "Гвардейцы тыла" (История завода УралАТИ 1941-1945 гг.) 2005 г.
|