Предлагаем вниманию асбестовцев книгу земляка об истории становления завода АТИ в военные годы.
Глава 19. Фронтовые бригады
В 1942 году на заводе вовсю развернулось стахановское движение, появились десятки передовиков, ведущих за собой коллективы своих бригад, участков, смен. Соревнованию на заводе с самого начала придавалось большое значение. На это нацеливали и администрация, и общественные организации. Кроме того, что между собой соревновались цеха, смены, бригады, рабочие индивидуально, весь коллектив завода включился в трудовое состязание с другими предприятиями города, области и отрасли за переходящие Красные Знамена горкома и обкома партии, Наркомрезинпрома, знамя ГКО. А одна из лучших действующих фронтовых частей - Третья гвардейская стрелковая Волновахская Краснознаменная дивизия, которая была сформирована у нас на Урале, учредила свое переходящее знамя для победителей среди заводов области, работающих на оборонную промышленность. И все эти перечисленные знамена неоднократно присуждались коллективу завода в течение всего периода войны.
Для более широкого охвата рабочих и коллективов соревнованием на заводе был организован ежедневный показ результатов. Широко применялись методы наглядной агитации, хорошо оформлялись доски показателей, выпускались «молнии», заполнялись календари производственных успехов. Ежемесячно на заседаниях завкома профсоюза (тогда их называли пленумами) подводились итоги с присуждением переходящих Красных Знамен завода лучшему производству, цеху, смене, бригаде, выделялись денежные премии. На этих же заседаниях утверждались победители в соревновании ведущих профессий Наркомата и завода. Тут же разбирались технико-экономические показатели работы цехов и давались указания по устранению отмеченных недостатков. И все эти материалы доводились до сведения рабочих одновременно с обсуждением итогов за прошедший месяц.
Все эти мероприятия обусловили ежегодный постоянный рост числа заводских стахановцев. Об этом говорят и годовые финансовые отчёты, и заметки из газеты «Асбестовский рабочий». Так в 1943 году отмечено, что в январе на заводе было 149 стахановцев, в апреле - 190, июле - 200 и декабре - 231. Из передовиков-стахановцев, утвердившихся в те годы, ставших известными на заводе, были чесальщицы М.А. Бабенкова, Е.М. Петрова (Флягина), А.И. Свянни; ватерщицы Е.М. Корюкалова (Груздева), А.И. Тихомирова; крутильщица Свинкина, набивщи-цы Л.С. Пакулина, A.M. Иванова; секретницы П.К. Щербакова (Старкова), З.У. Боброва; прессовщики В.Н. Иванов, Чин-Сю-Фун, С.С Иконников; вальцовщик Н.Н. Берсенёва, ткачихи Х.К. Тара-сенко, А.А. Лисицина, А.П. Секретова, слесарь И.Ф. Лихачёв и другие.
Появились и первые инициаторы расширения зоны обслуживания оборудования. Ватерщица Корочкина начала работать на двух сторонках вместо одной, а ткачиха Лисицина на двух станках армполотна. В набивочном цехе в начале 1943 года пятнадцать машин обслуживали восемь работниц, а к концу года уже только пять. На третьем участке на производстве технических изделий и фильтров годовые нормы выработки всеми сдельщиками (а их было 65) выполнены на 140 процентов. Отдельным стахановцам по плечу было выполнение за смену и двух, трех норм.
Постепенно совершенствовались и формы поощрения передовиков. От первоначальных дополнительных талонов на обед, косынок, флажков на станках стали переходить и к более ощутимым, материальным стимулам. Победителям соревнования стали присуждать и выдавать денежные премии. Лучшие стахановцы направлялись на городские, областные и отраслевые слеты передовиков.
Но моральные стимулы не отменялись, а просто совершенствовались. Парторг завода З.А. Литвинова вспоминала, что победителям соревнования вручался флажок с портретом знаменитого снайпера Людмилы Павличенко. Человек с такой наградой вполне мог гордиться собой, мол, вот я тоже снайпер в своём деле. А ещё по воспоминаниям B.C. Маньковского цеху-победителю вручалась (или только присуждалась?) копия картины «Седой Урал куёт победу». Лучшие стахановцы боролись за право подписать рапорт трудящихся Верховному Главнокомандующему, председателю ГКО И В. Сталину. А какую гордость испытывали заводчане, когда приезжали представители Наркомата или воинской части вручать переходящие знамена победителям соревнования. Тогда не только передовики, но и каждый труженик завода чувствовал себя причастным к общей и желанной цели - приближению Победы.
В 1943 году на Урале, как и по всей стране, широко развернулась новая форма соревнования - фронтовые бригады. Десятки и сотни тысяч человек комсомольцев и молодёжи объединялись в бригады, чтобы бороться за звание «фронтовых», чтобы ещё лучше работать для фронта, ещё больше помогать своей Родине отстоять свою свободу, отбросить фашистскую нечисть со своей территории. Кто работал в бригаде, тот знает, что это нечто целое, единое, что цели и ответственность одни на всех и на каждого. Принцип: один за всех и все за одного - как раз и вышел из бригад и был подхвачен потом другими поколениями. А в то трудное время эти бригады действительно стали правофланговыми на трудовом фронте. Их так и называли - фронтовыми. О том, как все это начиналось на заводе, вспоминает ветеран М.С. Пономарёва (Бирко): «О комсомольско-молодёжных бригадах начинала с нами разговор Маруся Хардикова, когда была у нас комсоргом. Вот в 1943 году она собрала нас, молодёжь прядильного цеха, и предложила создать бригады и соревноваться. Она же предложила бригадиром меня, но я отказалась, так как у Поли Тихомировой выполнение нормы было хоть на процент, да выше. Она и стала первым бригадиром. Всего в бригаде нас было четверо: Тихомирова, я, Валя Савина (Лихачёва) и Шура Чигвинцева. На соревнование вызвали бригаду ватерщиц Нины Шершневой (Соколовой). И самую первую премию, как победителям, дали нашей бригаде».
Апполинария Ивановна Тихомирова, 1922 года рождения, была эвакуирована из Ярославля в 1942 году, где работала на Асбестовом заводе ватерщицей. Невысокая, серьёзная, ответственная девушка с добрыми и грустными глазами признавалась лучшей ватерщицей Наркомхимпрома, а её комсомольско-молодёжная (КМБ) фронтовая бригада занимала призовые места среди бригад области и Наркомата. А на заводе и в городе всегда была среди первых. Сама А.И. Тихомирова и после войны, когда бригад уже не было, отлично трудилась, дважды (в 1948, 1950 годах) занесена в заводскую Книгу Почёта, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» В 1948 году ей было присвоено звание «Лучшая ватерщица Минхимпрома» и вручена Почетная грамота МНХП и ЦК профсоюза. Умерла в 1952 году молодой от профзаболевания, сказались нелёгкие условия труда и жизни военных лет.
Одновременно была организована ещё одна бригада ватерщиц, руководить которой стала боевая девчонка Нина Шер-шнева. Нина Петровна Соколова (Шершнева) родом из Смоленской области, 1924 года рождения. В 16 лет уехала она из деревни в Москву искать счастья. Была в домработницах, когда началась война. Вместе с хозяевами эвакуировалась на Урал, в Асбест. Здесь сразу и поступила на завод АТИ, стала ватерщицей. За короткое время так хорошо освоила профессию, что стала стахановкой. Когда создавали бригаду, без раздумий согласилась стать бригадиром. Шустрая и властная по характеру, чувствовала, что это ей по плечу. Так и вышло. Её бригада всегда была впереди, на виду, отмечалась и в городе, и в области. В 1944 году «Асбестовский рабочий» писал о том, что «бригада Шершневой вместо восьми человек работает в составе четырех, обслуживая такую же зону, выполняет норму на 120 процентов». В 1945 году признана «лучшей фронтовой бригадой города», а городская газета снова о ней писала: «Бригада ватерщиц завода АТИ, руководимая Шершневой, отходы ровницы снизила до 8,4 процента вместо 16 по норме. Эта бригада заняла второе место в областном соревновании фронтовых бригад».
Личная жизнь Нины Петровны тоже сложилась вполне удачно. Сразу после войны она вышла замуж за заводского художника (тогда фрезеровщика) Соколова Александра Дмитриевича. Они прожили долгую счастливую жизнь, вырастили двух сыновей и дочь. На заводе работали сын Сергей и дочь Татьяна Александровна Сладкова, она здесь трудилась 35 лет в ЦЗЛ и в ПХС. Сейчас здесь заняты её муж, сыновья, снохи, словом, династия продолжается. Нина Петровна в 1944 году награждена знаком «Отличник соцсоревнования». В том же году признана «лучшей ватерщицей асбестового производства Наркомрезинпро-ма». Также у неё были медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и Ленинская юбилейная. В музее завода сохранились воспоминания Нины Петровны о том времени: «В моей бригаде были Е. Корюкалова, Н. Берсенёва, 3. Косякова, А. Репникова, А. Рязанова. Все работали с первых дней пуска завода. Мы соревновались за большее количество обслуживаемых веретен, за экономию ровницы, за наибольший процент выполнения норм с бригадой Тихомировой. Каждую смену в «молнии» показывалось, кто впереди. И вывешивался вымпел: «Здесь работает фронтовая бригада». В цехе ещё висел большой лозунг: «Всё ли ты сделал для фронта?»
В конце месяца на общих собраниях в цехе подводились итоги. Нашей бригаде в конце 1943 года была присуждена первая премия Наркомата. Как победители мы побывали на областном слёте бригад, с экскурсией на заводе РТИ, а вечером в театре музкомедии. Это был для нас очень большой праздник. Ведь мы работали в то время без выходных дней, по 12 часов в сутки в очень тяжёлых условиях труда. После поездки стали работать ещё старательней, ждали день победы. И какое ликование было 9 мая 1945 года, трудно описать».
В подготовительном цехе тоже были организованы бригады чесальщиц, и руководить одной из них стала заводная, неугомонная девчонка с задорным бантиком на голове - Дуся Петрова (Флягина). Ветераны до сих пор помнят её звонкий голос, раздававшийся по цеху: «Девчонки, ко мне!» Евдокия Михайловна Флягина (Петрова) родилась в 1923 году в Псковской области. До войны с 16 лет успела поработать два года на Ленинградском асбестовом заводе. На Урал в 1941 году приехала уже опытной работницей. А здесь на заводе стала и трепальщицей, и чесальщицей, и ватерщицей, и крутильщицей, словом, мастерицей на все руки. Недаром ей часто доверяли исполнять обязанности мастера. Их бригада славилась не только отличными показателями, но и большой общественной работой. Удивительно, как при таком напряженном графике девчонки успевали ещё и на субботники, в госпиталь, в кино и на танцы. Вот как обо всем этом рассказывала сама Евдокия Михайловна: «В бригаде подготовительного отделения нас было шесть человек. Мы несли большую ответственность, ведь готовили смеску для КЧА, от нашей работы и качества ровницы зависели успехи прядильщиц и других заводчан. Все члены бригады могли заменить друг друга.
Несмотря на тяжёлые условия труда и плохое питание, девчата не унывали, а находили силы и для других работ, например, участвовали в строительстве кинотеатра в парке Горького. В старом здании ремесленного училища находился госпиталь и мы ходили туда ухаживать за ранеными, организовали вместе с ними самодеятельность. В этом активное участие принимали Т. Маняк, Бенедиктова, Нудьга, Исакова.
Много хлопот было с посылками. Собирали от учреждений и горожан носки, варежки, платки, кисеты, табак, папиросы. Однажды в ответ на отправленные посылки с Северного фронта пришло письмо с благодарностью. Завязалась переписка. Письма мы обсуждали в бригаде, на комсомольских собраниях.
Комсоргом в то время была у нас Маруся Хардикова. Очень честный, энергичный, принципиальный товарищ. Все решения комсомольских собраний выполнялись безоговорочно. Что такое нарушения трудовой дисциплины мы не знали...»
Евдокия Михайловна отлично трудилась и после войны. Награждена орденом Трудового Красного Знамени и Ленинской юбилейной медалью. Вырастила троих детей. Умерла в 1993 году.
Продолжение следует.
А.В. Пономарев. "Гвардейцы тыла" (История завода УралАТИ 1941-1945 гг.) 2005 г.
|