Предлагаем вниманию асбестовцев книгу земляка об истории становления завода АТИ в военные годы.
Глава 22. Все для фронта!
Напряженно работая, отдавая все силы производству, труженики завода хорошо понимали, как нужна наша продукция оборонной промышленности. Этому пониманию и сознанию своей значимости способствовали нерядовые события, случившиеся в те годы. На бумаге они нигде не зафиксированы, но в воспоминаниях ветеранов остались.
В.С.Маньковский, руководивший в годы войны третьим участком, писал в восьмидесятых годах ребятам из группы «Поиск» Дворца пионеров: «Однажды в ясный зимний день на Щучье озеро приземлился небольшой одномоторный самолет на широких лыжах. Жители нашего города впервые увидели самолет так близко. Все были удивлены, гадали, зачем он прилетел. Вскоре все выяснилось - на одном из уральских заводов, где делали оборонную технику, не хватало фрикционных дисков сцепления, которые изготовлялись на третьем участке нашего завода. За ними срочно и послан был самолет. В течение нескольких минут, утопая по колено в снегу, заводчане загрузили самолет нужной продукцией. Когда погрузка была закончена, механическая птица легко пробежала по снегу и поднялась в воздух, оставив глубокий след на Щучьем озере и в душах наших людей».
После такого визита у заводчан еще более укрепилось сознание того, что оборона страны, обеспечение фронта боевой техникой не терпят ни малейшей задержки, никакого перерыва не должно быть. Если уж за нашей продукцией присылают самолет, значит под угрозой срочное задание, которое не может быть сорвано.
В годы войны людей в военной форме часто можно было видеть в цехах, на территории завода. Одни военные представители приезжали, выполняя срочный заказ на нашу продукцию, другие с более приятной миссией - вручали заводу одно из переходящих знамен победителя соревнования. Об одном из таких посещений рассказал в своих воспоминаниях Я.Г.Мих-лин: «Однажды приехал за изделиями нашего завода капитан Красной Армии. Попросили его рассказать о фронтовой жизни и он поведал нам об одном эпизоде. Фашисты ротой наступали на высоту, на которой оставался один наш пулеметчик, он и не давал им возможности овладеть высотой. На помощь ему уже спешили наши бойцы. Но пулемет вдруг умолк. Немцы воспользовались этим, взяли высоту, пулеметчика убили. Это было почти на глазах у наших, которые штыковой атакой выбили немцев и закрепились на высоте. Когда разобрали пулемет, установили причину его остановки - от непрерывной работы и перегрева рассыпалась асбестовая изоляция. Это и стало причиной гибели героя-пулеметчика. Капитан обратился к заводским работникам: «Понимаете, какую роль играет ваша продукция, так делайте ее больше и больше и отличного качества для разгрома фашистов».
Вопросам качества продукции на заводе и так уделялось немалое внимание, а после таких рассказов оно еще более усилилось. Так в 1944 году была проведена партийно-хозяйственная и техническая конференция, на которой было подано и обсуждено 187 предложений заводских рационализаторов. 136 из них впоследствии были воплощены, что дало возможность поднять производительность на двадцать процентов. В декабре того же года была проведена еще одна такая конференция, посвященная уже только вопросам качества. На ней было подано и принято к исполнению еще 126 предложений.
Немало делалось на заводе и для расширения ассортимента, увеличения объемов выпускаемой продукции и для улучшения условий труда. Так в 1944 году было принято решение перевести крутильный цех со второго этажа на первый. Для этого с северной стороны корпуса был сделан пристрой, а точнее - новый цех. Работы проводились своими силами. Здание сделали каркасно-засыпным, для засыпки стен использовали отходы производства, которых к тому времени скопилось большое количество - целый отвал. Когда оборудование крутильного цеха перевели в новое помещение, это дало огромное облегчение для рабочих, избавив их от перевозки грузов по лестничным маршам. Это первый новострой на заводе и одна из маленьких побед. Впоследствии в освободившемся помещении на втором этаже была сделана раздевалка, поставлены индивидуальные шкафы, решился вопрос с бытовками. А на втором участке в том же году были построены душевые, новая проходная, забор и проведено освещение. Здесь же была продлена узкая колея до складов этого производства.
Но самым главным достижением завода в 1944 году был перевод всех основных цехов на восьмичасовой рабочий день. Благодаря постоянному повышению производительности труда за счет многообразия форм соревнования, освоения смежных профессий, многостаночного обслуживания, повышения квалификации, удалось избавиться от сверхурочных работ, постепенно увеличивать количество выходных дней отдыха и отпусков.
Если учесть, что в то время уже во всю работали подсобное хозяйство, ОРС со всеми его мастерскими, магазины, столовые, санаторий, то можно смело констатировать, что положение тружеников завода значительно изменилось в лучшую сторону.
На заводе постоянно оказывали помощь семьям погибших на войне, семьям инвалидов войны, выдавали денежные компенсации призванным в ряды РККА. В одном из отчетов за 1949 год записано, что семьям фронтовиков «выдано 20 пар детских валенок, 8 шелковых платьев, 300 пар детских чулков, 90 джемперов, 150 кг овощей, изготовлено 60 пар теплых стеганых сапог, ремонтируется вне очереди обувь, отовариваются карточки мясом и жирами».
Зоя Егоровна Тверитина и сейчас с теплотой вспоминает, что муж, проработав на заводе месяц, ушел на фронт и погиб. Но завод оказывал помощь семье всю войну наравне с другими. Потом на завод пришли их дети.
Труженики завода, чувствуя заботу о себе, откликались на любые призывы и почины, чтобы помогать фронту все больше и больше. В те годы по всей стране широко развернулось движение по сбору средств в фонд обороны. Из своих скромных зарплат люди умудрялись выделить средства на увеличение оборонной техники. Кроме сбора теплых вещей для фронтовиков, помощи госпиталям, участия в различных государственных военных займах, трудящиеся города сумели собрать средства на танковую колонну "Асбестовский рабочий" и боевые самолеты. В ответ на это верховный главнокомандующий председатель ГКО И.В.Сталин прислал в город благодарственное письмо:
"Прошу передать трудящимся города Асбеста, собравшим 1 012 506 рублей на строительство танковой колонны «Асбестовский рабочий» и 415 тысяч рублей на строительство боевых самолетов - мой братский привет и благодарность Красной Армии.
И.Сталин"
Также была проведена Сталинградская вахта по сбору средств в фонд обороны, во время которой рабочие отдавали свой недельный заработок на нужды фронта. А в сборе средств на создание уральского добровольного танкового корпуса участвовал весь рабочий Урал. Конечно, не оставался в стороне и коллектив нашего Уральского завода АТИ. Вместе со всем народом труженики завода помогали стране своим самоотверженным трудом, своими трудовыми рублями и, главное, своей готовностью сделать все возможное для фронта, для победы.
Продолжение следует.
А.В. Пономарев. "Гвардейцы тыла" (История завода УралАТИ 1941-1945 гг.) 2005 г.
|