Отрывок из книги Вольфганта Штадлера, который, будучи военнопленым, с 1944 по 1949 г. находился в одном из асбестовских лагерей ( № 84)
(Продолжение)
Продолжатель рода - член SS? - дорожный рабочий 2
В печальном существовании пленного иногда происходят благоприятные вещи. Так каждый получил недавно матерчатый мешок и смог наполнить его опилками из "нашей" Stoljarka (столярки). Теперь мы больше не лежим на жестких досках, а на более приятных подстилках. Мы чувствуем себя, как на немецких "матрасах Шлараффии" (по меньшей мере, так похоже). Однако, основание мешка с опилками может развить свою полную эффективность только после нескольких дней, когда образуется специфический для тела владельца провал.
Новый предмет обсуждения: приговоры Нюрнбергского судебного процесса по делам военных преступников объявляются газетами, динамиками лагеря и переводчиками. Этот трибунал имеет воздействие вплоть до лагерей военнопленных. Комиссия НКВД имеет, очевидно, задание расследовать, согласно закону контрольного совета союзников номер 10, также и в лагерях, не совершили ли люди деяния и преступления против мира и человечности. Начинаются. допросы. Ищут служащих Ваффен-СС, отделений по борьбе с партизанами и, так называемых, карательных и огневых подразделений.
Основной вопрос сначала: СС. Итак немедленный медосмотр, интенсивный саносмотр тела. „ Руки вверх! ". Все пленники с вытатуированной на левой внутренней стороне предплечья группой крови отбираются. Также те, которые выжгли фатальный знак принадлежности к СС раскалёнными гвоздями или сигаретами. Я в их ряду. Большое удивление комиссии, так как не только один, а несколько шрамов находятся в левой верхней части туловища. Мое заявление, что они происходят от недавнего сыпного тифа, игнорируется. Добросовестный наблюдатель затем находит также еще шрам пробоины сочленения 1943 года. Крайне подозрительно! Это имеет, конечно, последствия. Вечерами, а также и ночью, я снова вызываюсь к комиссару.
Он направляет что-то вроде настольной лампы на меня и мою обнаженную верхнюю часть туловища, поглядывает на улики. Каждый раз он требует от меня согласиться, что я был членом Ваффен-СС и сказать, как называлось соответствующее подразделение. И я так же часто уверяю, что я был только при вермахте, роту, батальон, полк называю, объясняю, откуда происходят шрамы. Он не верит ни одному моему слову, угрожает карцером. Только когда я говорю, что, все же, на моем теле нет шрамов, в которые номер бы поместился, он прислушивается, становится неуверенным. Светит мне, теперь он убежден, что я говорю правду. Во всяком случае, я не присоединяюсь к служащим СС. Но появляется другая душная мысль. Я назвал свою роту для снятия обвинения, чтобы доказать, что я с Ваффен-СС не имею ничего общего. А если теперь наше подразделение, на основании ночи отхода и огненной ночи с 21 на 22 января, включено русскими в рубрику карательных и огневых подразделений? О, тогда мне много тяжелее сделать правдоподобным утверждение, что я не мог принимать в этом участие, так как я стоял в эти часы с несколькими товарищами в переднем окопе. Чёртова ситуация! У меня сложилось впечатление, что комиссия, вероятно, получала определенную норму по розыску, которую она должна или хотела бы выполнить. При этом, возможно, она поступает так, как происходило и в гражданском уголовном преследовании в Г ермании, когда юстиция осуждала невинных.
Последствием операции по розыску является перемещение многих пленных в другие лагеря, реорганизация рабочих бригад и значительное увеличение так называемых бригад фашистов. Чувствуется также изменения в поведении охраны по отношению к пленникам. Оно улучшилось с конца войны. Теперь снова появилось подозрительность и враждебность. Один из конвоиров показывает это особенно радикально. Он бежит за колонной и постоянно наступает приятелям последнего ряда на пятки. Неоднократно он использовал даже приклад винтовки. Последствием была травма, которая привело к нетрудоспособности приятеля. Охранник был переведён. Представитель гарнизона извинился за нарушение. Вся семья красноармейца погибла на войне, отец погиб, все члены семьи (евреи) отравлены газом.
(Продолжение следует)
Вольфганг Штадлер "Надежда на возвращение"
( Stadler, Wolfgang. Hoffung Heimkehr ) 2000г.
(ISBN: 3-9807514-0-6).
Перевод Ю.М.Сухарева.
Авторский рисунок из книги. Stadler, Wolfgang. Hoffung Heimkehr |